Первая волна сокращений на Байконуре началась еще в 2014 году.
Жители Байконура 2016 год встречали в тревожном ожидании. В 2015-м российские предприятия сократили больше 400 работников с казахстанским гражданством. Местным властям удалось трудоустроить всего 75 человек. Проблема в том, что и в нынешнем году Россия намерена сократить содержание некоторых объектов в городе с известным всему миру космодромом. Поэтому ожидаются сокращения. В этой связи казахстанским чиновникам пришлось разработать специальную программу по поддержке сограждан. Ситуация осложняется еще и тем, что с потерей работы наши соотечественники остаются без жилья. Ведь квартиры предоставляются только тем, кто занят на российских организациях. Наш корреспондент по Кызылординской области Шарипа Сактапова добилась разрешения на съемки и съездила в арендный город, сообщает телеканал «Астана«.
Первая волна сокращений на Байконуре началась еще в 2014 году. Тогда под нее попали специалисты центральной медико-санитарной части № 1. Сразу 163 человека. Из них только двое — граждане Российской Федерации, остальные — казахстанцы. С начала 2015 года в больнице сократили еще 219 граждан нашей страны. В группе риска оказались работники среднего и младшего медперсонала: медсестры, фельдшеры, санитарки и технички. Анар Булекова работала в клинике медицинской сестрой. Под сокращение попала одной из первых. Но отчаяние и чувство неопределенности в прошлом, — говорит Анар. Казахстанский отдел занятости помог трудоустроиться матери-одиночке. Сегодня медсестра поликлиники поселка Торетам довольна и коллективом, и зарплатой.
Анар Булекова, медсестра поликлиники п.Торетам:
Через два месяца сразу нашли мне работу, в Торетаме устроилась медсестрой, зарплату получаю нормальную, каждый месяц, даже хорошо, в тенге. Хоть и не в городе, в Торетаме, ехать недолго, 5-10 минут. Некоторые даже уехали в Астану, в Алмату, где-нибудь там устраиваются.
При оптимизации кадров в российской средней школе №14 в списки попали и преподаватели с казахстанским гражданством. В канун 2015 года сократили девять человек. Работу им нашли только к началу нового учебного года.
Маржан Ержанова, учитель начальных классов сш.№ 277 г. Байконур:
В Байконуре участились сокращения. Лично я без работы просидела восемь месяцев. Теперь вот с сентября работаю в 277 школе. И очень счастлива. А вот муж работает в ЦЭНКИ, охранником, и есть слухи, что там будут сокращения. Теперь вот опять переживаем, вдруг он попадет под сокращение, а это опять проблемы для нашей семьи.
Жумагуль Тлеугабылова, директор сш.№ 277 г. Байконур:
С 1-го сентября 2015 года мы приняли на работу 9 человек, которые попали под сокращение. Сейчас они работают учителем начальных классов, учителем казахского языка, пионервожатой.
Всего за прошлый 2015 год на двенадцати российских предприятиях Байконура потеряли работу 409 казахстанцев. Семьдесят пять из них трудоустроены по специальности в самом городе Байконур и в прилегающих к нему поселках Торетам и Акай. Для остальных руководство Кызылординской области разработало спецпрограмму.
Зере Митерова, руководитель отдела занятости, соц.программ и РАГС Кармакшинского района:
Для поддержки оставшихся без работы байконурцев выделяется 300 миллионов тенге для льготного микрокредитования. Порядка 150 человек смогут открыть свое дело, заняться бизнесом. Также сейчас многие предприятия области предлагают свою помощь, предоставляют рабочие места. К примеру, нефтеперерабатывающий мини-завод в Кызылорде направил нам запрос сразу по 17 специальностям. И очень удобный вахтовый метод.
Кстати, предприятия готовы сами переобучить людей. И желающих достаточно. Между тем, в январе 2016-го ожидаются очередные сокращения рабочих мест.
Шайхибек Суйембетов, начальник филиала кармакшинского райотдела занятости и социальных программ по г. Байконур:
В организации имени Хруничева сократили 179 человек. Из них 53 сократили в данное время, остальные в ожидании на 2016 год. Кроме этого, у нас, в городе Байконур закрыли учебно-производственный комбинат полностью. Пока сокращений в «Роскосмосе» и ЦЭНКИ нет. Но ожидается с января 2016 года. Те, которые попадают под сокращение, у них сохраняется средняя зарплата на три месяца. И, после окончания трех месяцев, приходят к нам, регистрируются.
Осенью 2015-го в Москве, на заседании межправкомиссии России и Казахстана, наша сторона обозначила ряд актуальных вопросов по Байконуру, требующих решения. Консенсус, по словам специального представителя Президента Казахстана на комплексе Байконур, был, достигнут, но не сразу.
Серик Кожаниязов, специальный представитель президента РК на комплексе «Байконур»:
У России есть сложности, у них есть сокращения, при этом они не могут создать новые рабочие места. У них только космос, больше нет. Мы не можем, у нас нет юрисдикции, у нас нет земли, чтобы там создавать производства, открывать, обеспечивать. Даже то, что у нас трасса проходит, но вокруг трассы не можем объекты придорожного сервиса строить, потому, что земля вся находится на аренде «Роскосмоса». Сейчас мы достигли соглашения, что 11 тысяч 600 гектаров выводятся из аренды, и на этих землях мы будем — в том числе — создавать производства для трудоустройства для высвободившихся рабочих.
Кстати, около 300 новых рабочих мест откроется в новом филиале Кызылординского областного медцентра. В него перепрофилирован первый на Байконуре казахстанский родильный дом. После длительных переговоров медцентр передали на баланс Республики Казахстан.
В режимном городе очень важно иметь постоянную прописку. Ведь в случае потери работы в российской организации, казахстанцы автоматически теряют и жилье. Поэтому у людей нет прав на квартиры, в которых они проживают. Соответственно, продать или взять в банке кредит под залог они не могут.
Двухкомнатную квартиру Жаксыгуль Жидебаева получила семнадцать лет назад. Вместе с работой в одной из российских гостиниц. Здесь родились все трое ее детей. Но женщине так и не удалось добиться постоянной прописки. Местная администрация отказывала без объяснения причин. Вся семья Жаксыгуль на временной регистрации. По истечении срока они вынуждены будут освободить квартиру и пополнить ряды бездомных.
Жаксыгуль Жидебаева — жительница г. Байконур:
Каждые три года мне приходится пакет документов собирать и перед чиновниками российской организации кланяться, стоять. Я все могу терпеть, я все могу пережить. Но мои дети — будущее Казахстана, например. Я их в Россию отправлять не собираюсь, они должны жить в Казахстане. Но они нигде не числятся. Выписной листок у нас находится на руках.
Гуляим Нуртаева, жительница г. Байконур:
Мы не можем переехать в любой район Кызылординской области либо в другой город, так как нет у меня на то сбережений, нет у нас возможности такой. Двадцать пять лет здесь живу и никак не могу получить постоянной прописки. Сыновьям уже за тридцать, а не могу женить ни одного, потому, что они все-безработные. Без прописки не берут на работу. Десять человек проживаем в маленькой двухкомнатной квартире.
Казахстанцев, оказавшихся в такой ситуации, в Байконуре тысячи. Жилье в городе предоставляют сотрудникам только российских организаций.
Талгат Жусип, председатель профсоюза работников космической отрасли РК:
Чтобы казахстанец получил жилье, надо, как говорится, семь кругов ада пройти. Во-первых, справки там около двадцати наименований справок, потом проходишь жилищную комиссию. Непонятна обязанность этой комиссии, там нет представителей казахстанской стороны, кстати, до сих пор. И эта комиссия даже не удосуживается в случае отказа указать причину отказа.
Не особо довольны и те, кто имеет постоянную прописку в Байконуре. К примеру, старожил Кеншилик Кузембаев сетует на плачевное состояние многоэтажных домов.
Кеншилик Кузембаев, житель г. Байконур:
В нашем доме с 1987 года ремонт не проводился. Сами видели и подъезд, и весь дом. В прошлом году вот впервые стояки поменяли. У нас в городе, знаете как: в каком доме проживают сотрудники горадминистрации, там и крыша не дырявая, и ремонт постоянный проводят. Большинство домов, где живет простой народ, в плачевном состоянии.
Эти проблемы, по словам спецпредставителя Президента на комплексе Байконур, обсуждались на уровне правительственных комиссий двух стран. Казахстан заявил о готовности вложить инвестиции в развитие города. Наглядный пример — этот дом, отреставрированный пять лет назад на средства казахстанского бюджета для сотрудников казахстанского космического агентства. Но он пока единственный.
Серик Кожаниязов, специальный представитель президента РК на комплексе «Байконур»:
Да, у нас есть вопросы, то, что у нас с 1994 года в городе ни одного квадратного метра жилья не построено, в городе не подводятся объекты жизнеобеспечения, там ТЭЦ, водоканал, электрические сети — мы это все видим. Сегодня в городе только юрисдикция России, мы со своими деньгами, со своими программами там по модернизации, по строительству нового жилья, по поддержке предпринимательства туда войти не можем. Мы вышли с предложением, что все-таки, если есть сложности, то по договору допускается, что арендодатель, то бишь-казахстанская сторона, совместно с арендатором участвует в содержании, развитии инфраструктуры, как города Байконур, так и космодрома. Поэтому это допускается.
Между тем, в городе достаточно пустующих многоэтажек. И люди готовы вложиться в их ремонт. Но местная власть, по словам горожан, подобные инициативы не приветствует. Вот и получается, что дома пустуют, а людям жить негде.
Изменения, которые могут быть внесены в межгосударственное соглашение о статусе города Байконур, чиновники двух стран обсуждали в конце прошлого декабря, в Москве. Правда, пока подробностей нет. Известно лишь, что сейчас стороны готовят некий проект концепции дальнейшего сотрудничества на космодроме. Команда «Избранного» направила официальный запрос в аэрокосмический комитет министерства по инвестициям и развитию, чтобы выяснить какие именно изменения будут в двустороннем соглашении. Между тем, по данным журнала «Вестник ГЛОНАСС» в 2016 году с Байконура планируется осуществить около 20-ти пусков. Речь идет о ракетах «Союз» и «Протон». Правда, по сообщению российских журналистов, потребность в этих пусках может и не возникнуть.
Шарипа Сактапова, Кайрат Рабаев