В Алматы водитель автобуса бросился на контролера с кулаками.
Конфликт произошел из-за новой платежной системы «Онай», сообщает 31 канал.
Предполагалась, что оплата проезда карточкой упростит жизнь пассажирам и позволит автопаркам контролировать сбор средств. Ранее они жаловались, что часть выручки оседает в карманах водителей. Однако сегодня, спустя вторую неделю функционирования «Онай», перевозчики заявили, что терпят убытки. По их подсчетам, в среднем в день они недополучают до 60% от выручки.
Эта схватка водителя автобуса и контролера произошла на следующий день после того, как в Алматы запретили оплачивать проезд наличными. Проверяющий вошел в автобус, но это не понравилось водителю, и он попросил ревизора удалиться. В результате словесной перепалки завязалась драка, в ходе которой шофер набросился на оппонента с ножом. А вот по версии автопарка, конфликт произошел из-за того, что водитель согласился довезти пассажира бесплатно, потому что у того не было карточки. Да и вместо ножа у него была железка.
«Сотрудник «Онай», контролер, вытащил нашего водителя из-за руля и начал его избивать. Трое напали на одного водителя. Вот на этом закончилось», — заявил Асылбек Мухмбеталиев, директор автопарка.
Но это — не единственная проблема. Сегодня руководители частных автобусных парков заявили, что из-за новой платежной системы терпят убытки. И это ставит под угрозу существование самих перевозчиков.
«30% могут не оплатить и выйти, раз у них никто не требует, 30% в лучшем случае оплачивают водителю наличкой. Мы получаем 40%. Этих 40% не достаточно, чтобы мы полноценно функционировали», — говорит Бекежан Тыныштыкбай, директор автопарка.
По утверждению перевозчиков, основная проблема в том, что контрольно-ревизионная служба не справляется со своей работой. Многие автобусы не проверяют на наличие оплаты проезда. А сам водитель потребовать оплату не имеет права. Если ситуация не изменится, автопарки заявили, что не выйдут на работу в конце этой недели. В транспортном холдинге Алматы признали, что проблема есть, и готовы её решать. И во время пресс-конференции заверили, что конфликт исчерпан, и сбоев с автобусами не будет.
«Служба контролеров, теперь мы будем осуществлять совместно. Перевозчики дают своих контролеров, мы обеспечиваем их формой, обеспечиваем их терминалами контролеров, мы берем к себе в штат и начинаем проверку буквально с завтрашнего дня с двух сторон», — рассказал Рифат Абдураманов, директор ТОО «Транспортный холдинг Алматы».
Чтобы система оплаты проезда «Онай», что в переводе означает «легко», оправдывала свое название, нужно добросовестное отношение всех участников дорожно-транспортного движения. Иначе драки на дорогах и хамское отношение будут встречаться на каждом шагу. Кстати, чтобы поддержать автопарки, со следующего месяца акимат Алматы станет субсидировать их. О какой сумме идет речь, пока не известно. Но, скорее всего, о миллиардах тенге.