— Является ли визит Джона Керри в Казахстан и другие страны Центральной Азии запланированным? Как часто он совершает такие турне?
— Да, вопрос о визите государственного секретаря США Джона Керри в страны Центральной Азии обсуждался во время сессии Генеральной Ассамблеи ООН и во время встречи Президента Нурсултана Назарбаева и президента США Барака Обамы, который подчеркнул, что Казахстан является ключевым союзником США в регионе Центральной Азии. Следует также заметить, что это первый в истории визит госсекретаря США последовательно во все пять государств Центральной Азии. До сегодняшнего дня отношения Соединенных Штатов с Центральной Азией ограничивались визитами представителями среднего звена государственных служащих, среди которых редко были представлены ведущие политики. Ни один действующий президент США не посетил с официальным визитом центральноазиатские государства.
— С какой миссией, по-вашему, государственный секретарь США прибывает в РК?
— Согласно официальному заявлению, основное внимание во время визита будет уделено вопросам безопасности стран региона в связи с растущей угрозой терроризма, связанной как с активизацией экстремистских группировок, включая «Исламское движение Узбекистана», «Исламское движение Туркестана» и, конечно, ИГИЛ («ДАИШ»), так и выводом из Афганистана основных союзнических войск.
Однако миссией госсекретаря можно считать и желание Белого дома определиться с региональной стратегией в условиях меняющейся международной обстановки. Сегодня выкладки американских аналитических центров, дискуссии в подкомитетах Конгресса и на страницах печати свидетельствуют о том, что США ведут поиск новой модели присутствия в Центральной Азии.
Очевидно, что отсутствие центральноазиатской стратегии осложняют поиск ориентиров для выработки американской внешней политики, адекватно отвечающей на вызовы и угрозы современности. По моему мнению, Соединенным Штатам следует сформировать региональный подход для сохранения геополитического баланса в регионе.
— У Керри запланированы встречи на самом высоком уровне — с Президентом, премьером, главой МИД. Кроме того он планирует прочитать лекцию в лучшем вузе страны — Назарбаев Университете. Можно ли расценивать такой прием казахстанской стороны как некий курс на Запад? И как на это может отреагировать наш союзник — Российская Федерация?
— Многовекторность внешней политики Казахстана создает новые возможности для плодотворного партнерства, как со странами Запада, так и Востока. Казахстан в американском внешнеполитическом дискурсе характеризуется как стратегический партнер, а многовекторная внешняя политика — как отвечающая интересам США. При этом американскими политиками высказывалось понимание того факта, что Соединенные Штаты не являются эксклюзивным стратегическим партнером, а заинтересованность в сохранении сбалансированных отношений Казахстана с другими великими державами трансформировалась в политику геополитического плюрализма в рамках стратеги Большой Центральной Азии и Нового шелкового пути.
Большинство российских экспертов считают, что главная задача визита Джона Керри в центральноазиатские страны заключается в стремлении вытеснить Россию из региона. Следуя их логике наряду с вытеснением России Вашингтону следует задуматься на тем, как ослабить влияние Китая.
Следует также отметить, что встречи на самом высоком уровне будут способствовать углублению стратегического сотрудничества и содействовать укреплению доверия, предупреждению конфликтов, урегулированию кризисных ситуаций в двухсторонних отношениях, принятию и реализации оперативных решений. Получит свое развитие предложение о создании регионального диалога C5 +1 (Центральная Азия + США) на уровне государственного секретаря и министра иностранных дел в дополнение к существующим двусторонним механизмам.
— Какие отрасли, на ваш взгляд, являются наиболее перспективными в отношениях Казахстана и США?
— Казахстан заинтересован в активном участии американских компаний в программе индустриально-инновационного развития. Основой для этого является активная деятельность 300 совместных с американским бизнесом предприятий, демонстрирующих динамичное сотрудничество в торгово-экономической сфере между странами. Работа казахстанско-американской Комиссии по научно-техническому сотрудничеству позволит на практике реализовать Соглашения о научно-техническом сотрудничестве между РК и США.
Проведение международной выставки ЭКСПО-2017 так же будет способствовать достижению цели по укреплению двусторонних связей. Следует отметить, что тематика выставки в полной мере соответствует долгосрочным задачам, которые президент США Обама поставил перед своей страной, а именно: достичь к 2033 году всестороннего развития технологий энергосбережения и альтернативной энергетики.
— Для Казахстана в настоящее время особенно важен вопрос привлечения инвестиций. Стоит ли ожидать их роста после визита?
— США неизменно входит в число ведущих международных инвесторов в экономику Казахстана, и многие из полученных инвестиций расширили и углубили казахстанско-американский диалог и взаимопонимание во многих областях далеко за пределами самих инвестиций. Инвестиционный климат, созданный казахстанской стороной, отвечает интересам США и других иностранных инвесторов.
Возможно, предстоящий результаты визита госсекретаря успокоят американские официальные и бизнес круги по поводу возможного ухудшения условий инвестиций и торговли в связи с членством РК в ЕвраЗАЭС.
— Каков тон отношений РК и США ввиду позиции Казахстана по украинско-российскому конфликту? Как Штаты относятся к тому, что Казахстан при условии стратегического партнерства с Россией в то же время благосклонен к Западу, а также радушно встречатПорошенко в Астане?
— И Вашингтон, и Астана признают, что украинско-российский конфликт влияет на стабильность в регионе ЦА. Поэтому Белый дом поддерживает стремление Казахстана играть посредническую роль между Москвой и Киевом. Визит Порошенко в Астану американские аналитики рассматривают как подтверждение тому факту, что Казахстан не идет в фарватере российской политики.
В то же время американские эксперты обеспокоены будущим многовекторной внешней политики Казахстана. Встревоженные наблюдатели отмечают, что РК сегодня является самым близким партнером РФ на постсоветском пространстве, что вызывает вопрос о возможности при таких обстоятельствах продолжать наполнять содержанием «сбалансированную» внешнюю политику.
Говоря о стратегическом союзе с Россией, не стоит забывать и о том, Казахстан является стратегическим партнером США, что укладывается в рамки многовекторной внешней политики. Но современные реалии развития геополитической ситуации в регионе и в мире приводят к необходимости наполнить новым смыслом понятие «стратегического партнерства» между государствами. Это, прежде всего, связано с пост-афганской ситуацией. Несмотря на заявления Вашингтона о долгосрочном характере американских интересов в Казахстане и Центральной Азии, следует ожидать снижение интереса США к нашей стране и к региону в целом. Поэтому визит официальных лиц такого уровня как госсекретарь Керри должен изменить общее восприятие о том, что Соединенные Штаты отходят от Центральной Азии. Более того, он, вероятно, будет иметь позитивное влияние на стратегов, политических руководителей, разработчиков стратегии безопасности, бизнес-круги. В целом будет ясно, что Казахстан занимает значимое место в американских представлениях о растущих возможностях Центральной Азии.
— Ваш краткий прогноз по предстоящим президентским выборам в США.
— Независимого от победы того или иного кандидата в президенты США, они (выборы) будут иметь огромные последствия для всего мира. Долгосрочные прогнозы о результатах выборов, как известно, дело неблагодарное. На сегодняшний день можно говорить лишь о тенденциях. Во-первых, несмотря на довольно пестрый состав кандидатов, основная борьба развернется между кандидатами двух основных партий: демократической и республиканской. Во-вторых, продолжится практика существования «президентских династий», борьбу с которой объявил в своей предвыборной программе Барак Обама. В-третьих, значительно снижается популярность Обамы: согласно проведенным социологическим исследованиям, 39 процентов опрошенных высказались в поддержку Демократической Партии.