Вначале был «Рух»

Спектакль-лекция «Рух» режиссера Есляма Нуртазина стал первой премьерой Немецкого театра в 2016 году.

Еслям Нуртазин известен как постановщик музыкальных спектаклей в театре имени Мусрепова и как актер кино и телевидения. Работа с командой Немецкого театра для режиссера была первой, равно как и для драматурга Аннаса Багдата, который написал текст для спектакля.

Именно текст, а не пьесу – «Рух» не случайно назван лекцией: история казахской земли пересказана в спектакле практически без частностей и художественной интерпретации. Литературная основа проекта бедна на образы, театром «Рух» делает только сценическое движение.

Труппа Немецкого театра находится в прекрасной форме: хореография и сценический бой почти не выдают в актерах исключительно драматическую школу. Долгая и тщательная работа с хореографом Асель Абакаевой, артисткой балета, сделала из «Руха» пластический спектакль, хотя режиссер этого и не планировал изначально. На движении в спектакле строится все действие: это оказалось наиболее подходящим языком, которым авторы решили говорить об истории казахской степи.

Спектакль охватывает исторический период от появления на территории современного Казахстана сакских племен до откочевки ханов Жанибека и Керея из Дешт-и-Кыпчака. Структурно «Рух» напоминает научпоп-фильмы BBC или National Geographic, где на фоне художественной, едва не мультипликационной, картинки звучит закадровый голос, пересказывающий хронику событий. Тем не менее, это совсем не значит, что в спектакле нет интересных сольных актерских работ, просто это тот случай, когда ансамбль важнее.

Спектакль, задуманный как «отработка» темы 550-летия Казахского ханства, на деле не вышел ни отмашкой, ни отмазкой, а полноценной и профессиональной работой как труппы Немецкого театра, так и приглашенных постановщиков. «Рух» получился постдраматическим продуктом неклассической театральной формы, которая, несмотря на то, что она – «лекция», вовсе не досаждает.

Напротив, выбранный формат, кажется, может сыграть спектаклю на пользу. Не привыкать, что школьников водят в театр на «классику» — инсценировки текстов из школьной программы по литературе. В деле изучения истории, а тем более истории Казахстана, такая возможность выпадает не в пример реже. Вероятно, полноценного урока «Рух» не заменит, но как закрепляющий материал, тем более поданный и в научно-популярном, и художественном ключе, студентам и школьникам понравится. И длится спектакль всего час. Хочется даже добавить – академический.

Продолжать эксперименты с театральными жанрами и формами — в ближайших планах Немецкого. Уже второй сезон под руководством Наташи Дубс у команды театра нет ни дня в покое: пополняется труппа, появляются новые проекты, случаются фестивальные поездки и гастроли, приезжают режиссеры из-за рубежа. При всем этом, несмотря на то, что Немецкий театр ориентирован на европейскую театральную школу, он остается государственным, казахстанским. «Рух», объединивший казахскую историю и музыку с контемпорари дэнсом — этому достойная иллюстрация.

 


Без рубрики
Комментарий (0)
Добавить комментарий