Умышленное убийство прокуратура Темиртау обозначила как превышение пределов самообороны.
Но сестра погибшего дошла до кассационной коллегии Карагандинского облсуда и доказала, что убийца расправился с ее братом жестоко и умышленно, сообщает корреспондент NUR.KZ по итогам оглашения приговора.
Установлено, что таксист Олег Асташин встретил на улице знакомого Олега Михайлова и пригласил домой. Мужчины выпили. Как показала судебно-медицинская экспертиза, когда между хозяином дома и Михайловым произошла ссора, последний был уже в состоянии сильной степени опьянения и с трудом мог стоять на ногах. В ход пошли нецензурная брань и кулаки.
Как на самом деле развивались события, никто и никогда не узнает, поскольку Михайлов был убит. Все обстоятельства были восстановлены со слов Олега Асташина, который рассказал, что пытался выгнать из дома агрессивного Михайлова и закрыть калитку, но гость якобы стал избивать его черенком от лопаты.
Укрываясь от побоев, Асташин забежал на кухню, взял нож, выбежал и нанес гостю три ножевых ранения в сердце. Мертвого приятеля он затащил в сарай и скинул в погреб, присыпав труп золой.
На следующий день к нему пришел племянник Олега Михайлова с вопросом: не видел ли он его дядю. Асташин соврал, что давно не встречался с ним. На протяжении недели обеспокоенный племянник Михайлова неоднократно приходил к нему, разыскивая дядю, но Асташин продолжал говорить, будто ничего не знает о его местонахождении.
В итоге он сам явился с повинной в Старогородской отдел полиции, сообщив, что убил приятеля в целях самообороны. Следственно-оперативная группа извлекла из погреба разлагающееся тело Михайлова.
44-летний Олег Астафин настаивал, что убил по причине самозащиты. Тот факт, что все три удара были нанесены только в сердце, он объяснил роковым совпадением.
Прокуратура Темиртау сочла его показания достоверными и объективными, и квалифицировала преступление по статье 102 Уголовного кодекса «превышение пределов необходимой самообороны».
Но сестра убитого назвала все показания Асташина лживыми. В зале Темиртауского городского суда женщина обратила внимание судьи Шерван Аюбековой на ряд противоречий в показаниях Асташина. По ее словам, он вполне мог забежать в дом и закрыть за собой дверь.
«Прокуроры почему-то отнеслись к его словам как к истине. Кроме того, Асташин врал, что много раз получал удары черенком по шее, телу и рукам. Однако экспертиза не обнаружила на нем следов побоев, нанесенных братом. Где синяки? Их нет», — говорит Ольга Михайлова, сестра погибшего.
Женщина обратила внимание суда на тот факт, что ее брат был сильно пьяный, а значит, не представлял реальной угрозы Асташину.
«Человек, совершивший убийство в ходе самообороны, сразу бы пошел в полицию, поскольку не считает себя убийцей и не должен бояться правосудия. Однако поведение Асташина говорит об обратном. Он повел себя, как настоящий преступник – скинул труп в погреб, засыпал золой, чтоб никто его не нашел, и неделю прятал тело. Человек, применивший самооборону, так не поступит», — обратила внимание Ольга Михайлова.
Сестра убитого настаивала, чтобы уголовное дело вернули в прокуратуру для переквалификации обвинения на умышленное убийство. Но прокуратура не собиралась ничего менять. Такую же позицию заняла и судья Шерван Аюбекова, назначив Олегу Асташину всего два года ограничения свободы.
Но сестра убитого написала жалобу в областной суд. Коллегия прислушалась к ее доводам.
«Установлено, что Михайлов не врывался в дом Асташина, когда тот забежал в дом за ножом. Поэтому доводы Асташина о том, что он оборонялся, коллегия считает несостоятельными, — огласила постановление судья Батжан Касенова. — Все действия Асташина свидетельствуют о его умысле на совершение умышленного убийства, поскольку он вместо того, чтобы вызвать «Скорую помощь», бросил труп в погреб и закопал золой, где последний и пролежал около недели».
Прокуратуре Темиртау пришлось устранить свои ошибки и предъявить обвинение Асташину в умышленном убийстве.
«Суд приговаривает подсудимого Олега Асташина к 10 годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима. Кроме того, суд обязывает его выплатить сестре погибшего один миллион тенге компенсации морального вреда», — огласил приговор судья специализированного межрайонного суда по уголовным делам Карагандинской области Бекзат Шалгимбаев.
Сестра убитого Михайлова с обидой вспоминает свое общение с прокурорами Темиртау.
«Обидно, что прокуратура не видела очевидных вещей. Когда я говорила, что Асташин не защищался, а целенаправленно убивал моего брата, прокуроры были слепы и глухи. А когда судья областного суда Батжан Касенова заставила их правильно делать свою работу, они сразу устранили свои недоработки», — говорит Ольга Михайлова.
Ни областной суд, ни сестра убитого не смогли установить и доказать, что у прокуроров был какой-то корыстный интерес увести Асташина от ответственности за тяжкое преступление. Прокуратура получила лишь письменное нарекание, которое было указано в кассационном постановлении областного суда.