170 тысяч официально, а по факту — гораздо больше. Именно столько казахстанцев сейчас оказались перед нелегким выбором. Их авто, зарегистрированные в других странах Таможенного союза, могут оказаться вне закона. Чтобы исправить это, многим придется заплатить немалые деньги, порой счет переваливает за миллионы. Почему нормы, прописанные давно, решили соблюдать только сейчас? И какие выходы есть из сложившейся ситуации? Светлана Пенькова попыталась разобраться.
«Вот мы приняли, все, это незаконно! До этого были законные, теперь незаконные! Что за игры это?»
Максат Балгазин, как и десятки собравшихся сегодня автовладельцев, когда-то приобрел машину в другой стране, поставил ее там на учет, и вернулся в Казахстан. Но, вопреки закону, не зарегистрировал ее здесь в течение 10 дней. Думал, если полиция не останавливает, значит, можно так ездить.
САЛАМАТ ДАНАБЕКОВ — АВТОВЛАДЕЛЕЦ: «Да я вот в конце октября пригнал машину из Армении. Машина стоит выше 4 млн. Да, если сейчас посчитать, надо еще сверху заплатить почти 3 млн тенге. У меня нет такой возможности, продал старую машину, залез в кредиты».
МАКСАТ БАЛГАЗИН — АВТОВЛАДЕЛЕЦ: «Дайте возможность поставить на казахстанский учет. Не против мы! Сделайте льготную регистрацию постоянную на Казахстан. Налоги мы готовы платить! Мы от этого не собираемся уходить. Мы не от хорошей жизни. Весь этот народ не из-за хорошей жизни поехал туда – 3-4 страны пересекая, взял, купил эту машину».
Сейчас у владельцев авто с иностранными номерами есть 3 варианта действий. 1-й – выехать на этой машине за рубеж, и продать ее там. 2-й – поскольку для транзитных авто допустимо находиться в нашей стране до года с перерывом в 30 дней, то можно выехать за границу на срок от 30 дней, и потом еще год здесь ездить. Но! Если ваш автомобиль правоохранители водворят на стоянку, то временный выезд за рубеж уже не поможет, назад машину не пропустят. 3-й вариант – самый правильный, но самый финансово затратный. Нужно обратиться в СпецЦОН, оплатить все положенные пошлины, и зарегистрировать свою машину здесь, в Казахстане.
СВЕТЛАНА ПЕНЬКОВА — КОРРЕСПОНДЕНТ: «К сожалению, поставить на учет все автомобили получится вряд ли. По нормам к первичной регистрации допускают только машины, в которых стандарт выбросов не ниже Евро-4, есть антиблокировочная тормозная система, фронтальная подушка безопасности, системы крепления Исофикс, и дневные ходовые огни. Эти системы на авто производители начали устанавливать относительно недавно. А в законе их прописали, чтобы ограничить завоз в страну старых машин».
ПАВЕЛ КАЗАНЦЕВ — ДЕПУТАТ МАЖИЛИСА ПАРЛАМЕНТА РК: «Да, кто-то экономит! Кто-то сэкономил, и взял себе машину чуть получше. Но ведь завозят, мы же знаем прекрасно, из ряда стран завозят «утопленников», завозят хлам, который красиво подретушировали, и задарма сюда привезли. А кто от этого будет страдать? А 22 тысячи убиенных, которые под колесами погибло??? Это в том числе по отвратительному состоянию легковых автомобилей!»
В МВД поясняют: нормы закона были прописаны уже давно. Но с каждым годом росло не просто число иномарок на дорогах страны, но и число ДТП с их участием. В прошлом году только свыше 1 тысячи 800. Призвать к ответу удалось только 1/3 автовладельцев.
ЮРИЙ КОЗЛОВ — НАЧАЛЬНИК УПРАВЛЕНИЯ КОМИТЕТА АДМИНИСТРАТИВНОЙ ПОЛИЦИИ МВД РК: «У нас нет цели сразу всех на штраф-стоянку, карательные меры. Мы отошли от карательных мер. Мы, во-первых, предупреждаем, рекомендуем, кроме того, мы готовы дать консультации, то есть помочь этим гражданам. А все дальше от них зависит. Если он будет продолжать, то есть это уже будет осознанно, то, соответственно, будут последствия в соответствии с законодательством».
В МВД заявили, что для консультации водителей даже открыли «горячую линию» с 5 телефонными номерами. Нашей съемочной группе ни по одному из них дозвониться, к сожалению, так и не удалось. Позже в пресс-службе пояснили: звонков поступило огромное количество, именно поэтому многие не смогли дозвониться. Но «горячая линия» продолжит работу. Помимо этого завтра и послезавтра заработает так называемая «Приемная на дороге».