Фото автора
Автор научного ноу-хау на этот раз уверен в успехе. Причины любви наших ученых к золотой пыли тысячелетий выяснял собственный корреспондент ИА «NewTimes.kz» Игорь Лунин.
Идея сделать Туркестан еще древнее не нова. Со времени широко отмеченного и обильно оплаченного бюджетными деньгами полуторатысячелетия города много воды утекло. Те, кто тогда с огоньком осваивал казенные миллиарды, давно сошли со сцены.
Заразительный пример остался. Правда, первый президент РК Нурсултан Назарбаев после серии тоев по поводу «юбилеев» Туркестана и Тараза наложил запрет на углубление истории казахстанских городов. Экономика могла просто не вытянуть полет фантазии ученых и практиков. Но наступили новые времена и оковы пали.
Секретная карта. По мотивам произведений Р. Л. Стивенсона
«Два года назад на медиа-форуме мы заявили, что Туркестану как минимум три тысячи лет ─ рассказал доктор исторических наук, академик Бауыржан Байтанаев. ─ Тогда это вызвало скепсис у некоторых коллег. Не у всех. Например, покойный В. Ф. Зайберт, мощнейший ученый поддержал нас».
1Виктора Зайберта не стало в этом году. Он ─ казахстанский археолог, доктор исторических наук, профессор, автор исследований по эпохе неолита-энеолита Северного Казахстана.
В доказательство своих слов академик Байтанаев приводит результаты последних раскопок на территории Туркестана и научные авторитеты:
«Владимир Массон, много лет назад сказал, что истоки городской культуры надо искать в памятниках эпохи бронзы. Мы 22 могильника на территории города раскрыли. Сделали тотальную разведку. Шурфанули (вертикальная выработка грунта ─ прим.) и вот удача! Нашли поселение 400 на 200 метров. Я потом тебе скину материалы. Там керамика. Много. Сейчас сплошным раскопом пойдем».
Вадим Массон (1929-2010 гг). Доктор исторических наук, профессор, руководитель Института истории материальной культуры РАН (1982—1998).
Специалист по археологии Средней Азии (Туркменистан, Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан), Среднего и Ближнего Востока эпохи неолита, энеолита, бронзы, раннего железного века и античного периода.
«Я потом тебе скину…» ─ повторялось в ходе интервью еще несколько раз.
Обещание сопровождалось путешествием академического пальца по экрану смартфона, но никаких последствий не имело. Коллегам, в качестве иллюстрации выступления, были предъявлены рисунки(!) артефактов. Просьбу показать место раскопок и находки академик решительно отклонил:
«Пока не покажу. Боюсь, набегут сейчас».
Разговор происходил во время работы международного конгресса археологии евразийских степей в Туркестане. Сразу после выступления вызвавшего сдержанную реакцию коллег-археологов.
«Думал, что по сенсационному заявлению о трехтысячелетнем возрасте Туркестана, ─ сказал заместитель директора института археологии РК им. Маргулана Талгат Мамиров, ─ будет обсуждение. До этого несколько раз выдвигалась такая версия. Выявленные Б. Байтанаевым поселения эпохи бронзы датируется этим временем. Считать поселение городом по существующей научной классификации можно только по совокупности нескольких компонентов: определенная площадь, оборонительные стены и т. д. Чтобы доказать это сенсационное заявление необходимы комплексные исследования».
Зри в корень
Некоторые ученые считают очередной заход на удревнение Туркестана бизнес-проектом по освоению бюджетных средств. Их точку зрения озвучил доктор исторических наук, руководитель центра археологии Южно-Казахстанского государственного педагогического университета профессор Александр Подушкин:
«Тривиальный бизнес-проект облекается в одежды мнимого патриотизма. Еще бы, удревнить возраст духовной столицы тюркского мира! С научной точки зрения, давать датировку поселения как урбанистического объекта с присущими ему основными политическими, экономическими, административными, социальными функциями, на основании двух-трех десятков керамических фрагментов, полученных в результате рекогносцировочных раскопок в черте современного города, нет оснований. Это не выдерживает в глазах научной казахстанской и международной общественности никакой критики. Полученные артефакты не могут выступать в роли основного аргумента для подобных выводов с последующей реализацией масштабного по финансовому обеспечению бюджетными средствами проекта».
1В мировой археологии существуют две методики определения возраста городов. Общепринятая научная — по письменным источникам (первое упоминание в оригинальных письменных источниках) и так сказать «творческий» — опираясь на данные археологических источников. Второй дает большой простор для фантазии исследователей, претендующих на пересмотр возраста любой урбанистической структуры в любом государстве».
Территории современных городов занимают огромные площади, на которых фиксируются памятники археологии различных эпох: от каменного, раннего железного веков до средневековья, что в целом охватывает десятки, и даже – сотни тысяч лет.
«Это дает проторенную «лазейку», ─ говорит А. Подушкин, — для всякого рода манипуляций с определением реального возрастом конкретного города. Поскольку в нашем отечестве всегда найдутся желающие по разным причинам удревнить дату того или иного города (это почему-то считается признаком патриотизма), принцип определения даты города по археологическим источникам используется в Казахстане все чаще. При таком подходе три тысячи лет для Туркестана далеко не предел. Лиха беда начало!»
1В случае с Туркестаном, где почти в городской черте находится палеолитический памятник Коскурган, можно докопаться до культурных слоев нижнего палеолита (древний каменный век) и тогда все 600 тыс лет будут как на ладони. Было бы желание.
Ученые считают, что реальную датировку можно дать только на основании серьезных стационарных археологических исследованиях на территории современного города Туркестан.
«Пока же можно утверждать лишь, ─ говорит Подушкин, ─ что здесь зафиксированы следы поселения эпохи бронзы (II-I тыс. до н.э.), на месте которого в последующие времена и сложился древний город Шавагар – Яссы – Туркестан, духовная столица тюркского мира».
Все это было, было…
Перспективными бизнес-проектами южная земля не оскудевает. В свое время группа очень заинтересованных господ протолкнула идею мемориала Ноева ковчега на горном хребте Казыгурт. Деньги были освоены. Финансировал этот праздник бюджет области. Памятник казенным миллионам воздвигли, позиционировав его, как ценный туристический объект. И сентенции о патриотизме тоже имели место. Когда хохот вокруг этого феерического бреда достиг ушей тогдашнего акима Южно-Казахстанской области Булата Жылкышыева, он, по преданию, пообещал: «Если еще кто-то заикнется при мне об этом … ковчеге, ушибу!»
Стать посмешищем в глазах международного научного сообщества не самое патриотичное дело. Да и перед своими как-то неудобно будет. Хватит с нас несчастной шымкентской крепости, которую сначала изуродовали, как бог верблюда, а потом попытались во Всемирное материальное наследие ЮНЕСКО протолкнуть. Даже не покраснев. Тоже, кстати, аппелируя к высоким чувствам патриотизма и национальной гордости. Хотя просто деньги освоили.
1Это точно не конец истории. Инициатива сделать духовную столицу тюркского мира еще древнее имеет сторонников в руководстве области. И только богу и господину Байтанаеву известно, кто поддерживает очередную откачку бюджетных денег в столице. Так что следим за руками и запасаемся терпением.
Фото автора