Бензин неизбежно подорожает. Причиной станет рост акцизов. Правительство было намерено поднять их уже в этом году, но отложило решение. Что остановило чиновников, и когда акцизы все же поднимут, в авторской колонке «Светлая полоса» объяснит экономический обозреватель Денис Кривошеев.
Ключевое слово в заявлении — «в этом году». Судя по всему, реакция социальных сетей на известие о мизерном росте акцизов и цен настолько шокировала власть, что от греха подальше отменили решение и оставили пока все, как есть. Во всяком случае, до тех пор, пока действует вышедший совместный приказ Минэнерго, КНБ и Минфина об ограничении вывоза светлых нефтепродуктов на полгода.
Налоги нужно повышать, особенно, это касается косвенных. Все та же общественность, что требует оставить цены на бензин дармовыми, требует роста пенсий и пособий, бесплатного жилья, социальных благ, но не задается вопросом, откуда брать на это деньги.
Если делать вывод об эффективности населения, то реально и на ежемесячной основе налоги платит около 1,5 млн человек, большая часть из которых — госслужащие и те, к кому их можно приравнять. Все остальные пользуются благами от государства за так.
Теперь посмотрим, сколько собирает акциза с нефтепродуктов, реализованных в Казахстане. Всего продается около 3,5 млн тонн. Акциз составляет 10 тысяч 500 тенге за тонну, и в казну попадает около 36 млрд тенге. К примеру, 3 платные дороги собирают 4 млрд в год. При объявленном ранее повышении акциза на 10 тенге за литр, сборы увеличатся лишь до 83 млрд.
Думаю, что стоит напомнить, что в Казахстане сейчас — один из самых дешевых ценников на топливо в мире. Плюс к этому, цены на бензин в большинстве стран меняются вслед за стоимостью нефти, при этом акциз всегда около 60%. Так, в соседней России из 275 тенге за литр 140 — это акциз, также в цене налог на транспорт и НДС.
Тем временем, государство понятия не имеет, как бороться с растущими иждивенческими настроениями в обществе. И лучшим ответом является как раз-таки рост налогов. Требующие социальной справедливости должны отдавать себе отчет, что за нее нужно платить. Если увеличить акциз, например, в 7 раз, мы получим 260 млрд тенге, который можно направить, в том числе, на социальные нужды. При этом, цена на топливо поднимется не более чем на 60 тенге.
А еще нужно помнить, что нефть кончается и нужны деньги на модернизацию имеющихся и разведку новых месторождений; что пришло время платить по кредитам, взятым на реконструкцию НПЗ, которая позволила насытить рынок топливом, впервые в истории независимости.
А тем, кто пытается убедить потребителей, что вслед за бензином подорожают и товары первой необходимости, хочу сказать, что в их цене расходы на транспорт составляют всего 3%! И считаю, что нужно поддержать инициативу Министра энергетики Каната Бузумбаев о том, что при росте акцизов в стоимость бензина нужно включить и налог на транспорт. Это обеспечит реальную
справедливость между теми, кто ездит от случая к случаю, и теми, кто «бомбит». Всего вам доброго.