«Каждый рынок находится под чьей-то крышей»: Поправки в закон о защите прав потребителей вызвали вопросы депутатов

Интернет-покупки, качество товаров и штрафы для бизнесменов. В Мажилисе после 4 месяцев разработки презентовали поправки в Закон по вопросам защиты прав потребителей. Документ вызвал большой интерес и в то же время недовольство депутатов. Какие новшества предлагают в Министерстве торговли и интеграции, и как простой потребитель будет защищать свои права? О наболевшем в материале моей коллеги Марии Парфеновой.
МАРИЯ ПАРФЕНОВА — КОРРЕСПОНДЕНТ: «Вопрос, который касается практически всего населения страны. Защита прав потребителей. Всех, кто ходит в магазины, медучреждения и делает покупки в интернете. На просторах Всемирной сети права казахстанцев нарушают повсеместно. Нередко люди сталкиваются и с мошенничеством.
ГУЛЬНАРА БИЖАНОВА – ДЕПУТАТ МАЖИЛИСА ПАРЛАМЕНТ РК: «Несанкционированныйдоступ к персональным данным у сотовых операторов уходят. Это бесконечные звонки от непонятных дистрибьютеров в течение рабочего времени с навязчивым предложением «вы выиграли то, вы выиграли «се». От этого массово все страдают. Самое главное, попадаются наши пенсионеры. Как с этим предполагает бороться проект закона?»

Интернет-покупки вице-министр торговли и интеграции Кайрат Торебаев назвал сложным феноменом. Если такие проблемы будут возникать систематически, подобные сайты обещают заблокировать. Подать свои жалобы в ближайшем будущем потребители смогут онлайн. Дляэтого к 2021 году заработает единая информационная система их приема. Начнет действовать и госконтроль — 3-ступенчатая защита прав потребителей.
КАЙРАТ ТОРЕБАЕВ – ВИЦЕ-МИНИСТР ТОРГОВЛИ И ИНТЕГРАЦИИ РК: «1-е – досудебное урегулирование между продавцом и потребителем, 2-е – медиация, и 3-е — суд. Мы делаем основной упор, чтобы продавцы были заинтересованы урегулировать вопрос без привлечения 3-х лиц. Если он в течение 10 дней не решил вопрос, к нему придет общественное объединение и, соответственно, там будет речь вестись о другой ответственности. Штраф будет затрачен и увеличен, от 10 до 50 МРП».
Мажилисмены возмущены и мелким шрифтом на упаковках товаров. Таким, что впору брать с собой лупу, чтобы разглядеть состав продукта. В законе, по мнению депутатов, не определены функции госаппарата в контроле за качеством товаров. Азат Перуашев отметил, что чиновники обязаны реагировать на жалобы.
АЗАТ ПЕРУАШЕВ – ДЕПУТАТ МАЖИЛИСА ПАРЛАМЕНТА РК: «Антимонопольный комитет подал в суд на авиакомпанию. Причем сообщается, что поступило 20 жалоб, по этим 20 она обратились, но, извините, там не 20 человек на самом деле задействовано. Там сотни людей. Вам база данных известна. У той же авиакомпании она есть. Вы, как госорган, который отвечает за защиту прав потребителей, должны реагировать, независимо от этого, была жалоба или нет!»
МАРИЯ ПАРФЕНОВА – КОРРЕСПОНДЕНТ: «Вице-министр Кайрат Торебаев отметил, что обращений в ведомство от граждан не поступало, а руководству компании уже направили официальное письмо об урегулировании вопроса». 80% жалоб от потребителей, по словаммажилисмена Омархана Оксикбаева, поступают на банки и финансовые организации, которые, цитирую, словно «кровопийцы», обманывают и загоняют людей в кабалу. Но и это еще не все».
ВЛАДИСЛАВ КОСАРЕВ – ДЕПУТАТ МАЖИЛИСА ПАРЛАМЕНТА РК: «У нас в странекаждый рынок находится под чьей-то крышей. Я недавно был в селе, где хозяин крупного предприятия хозяйства говорит: вот, смотри, депутат, у меня сегодня на забой готово 400 быков. Я не могу сдать на мясокомбинат, потому что прямо у меня мясокомбинат не берет. А покупает племянник директора мясокомбината, а потом везет. Это что за бардак? Они в глаз режут, а вы не видите? Вы же государственный орган. Ответственность перед народом у вас выше, чем у общественной организации!»
КАЙРАТ ТОРЕБАЕВ – ВИЦЕ-МИНИСТР ТОРГОВЛИ И ИНТЕГРАЦИИ РК: «Давайте мы с вами более детально поработаем в рамках рабочих групп, чтобы такие вопросы решить».
МАРИЯ ПАРФЕНОВА – КОРРЕСПОНДЕНТ: «К контролю за качеством товаров на рынках депутаты предложили привлекать их администрацию. Чтобы они не просто предоставляли площадь в аренду продавцам. Как наглядно демонстрируют данные социсследования, 87% опрошенных казахстанцев подтверждают, что их права, как потребителей, нарушали».

Первый канал Евразия

Комментарий (0)
Добавить комментарий