Министр энергетики Казахстана Болат Акчулаков опровергает информацию о планах экспортировать 1,5 миллиона тонн нефти через трубопровод Баку — Тбилиси — Джейхан в обход России.
На брифинге в Атырау вечером 12 августа Акчулаков заявил, что таких намерений у Казахстана нет.
Днем в пятницу агентство Reuters сообщило, что национальная компания «КазМунайГаз» ведет переговоры с азербайджанской государственной компанией SOCAR, чтобы с осени отправлять по трубопроводу через Баку в турецкий средиземноморский порт Джейхан около 30 тысяч баррелей в сутки. Агентство отметило также, что еще 3,5 миллиона тонн нефти Казахстан собирается направить в 2023 году по другому азербайджанскому трубопроводу в грузинский черноморский порт Супса.
«Я тоже прочитал эту новость. На самом деле я не думаю, что мы будем подписывать какое-то соглашение о транспортировке нефти (через трубопровод Баку — Тбилиси — Джейхан. — Ред.). Такие вопросы рассматриваются, обсуждаются технически на уровне национальных компаний, потому что задача стоит такая. Но речь не идёт о подписании, как было сказано, в сентябре соглашения по отгрузке нефти», — сказал Болат Акчулаков, находящийся в Атырау с рабочей поездкой.
Он добавил, что объем предполагаемого экспорта через Азербайджан, о котором написало агентство Reuters, является незначительным.
«Это достаточно смешно считать, что этот объём поможет нам решить проблему с нашими экспортными направлениями, — прокомментировал министр. — Он, во-первых, не спасает, сильно не облегчает жизнь, во-вторых, у нас в министерстве планов подписания такого соглашения нет пока».
В компании «КазМунайГаз» в пятницу не подтвердили и не опровергли информацию о планах экспортировать нефть через территорию Азербайджана. SOCAR отказала агентству Reuters в комментариях.
Акчулаков назвал «самой главной задачей», стоящей перед отраслью, сохранение бесперебойной работы Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). Он сказал, что КТК является основным и «самым выгодным» маршрутом поставок.
Более 80 процентов экспортируемой Казахстаном нефти идет через Каспийский трубопровод, пролегающий через территорию России. Работа КТК приостанавливалась с начала года несколько раз.
В марте КТК сообщил о критических повреждениях на выносных причальных устройствах в порту Новороссийска после шторма. В июне КТК ограничил прием нефти из-за предполагаемого обнаружения подводных мин времен Второй мировой войны. В начале июля суд Новороссийска приостановил деятельность КТК на 30 дней, сославшись на экологические нарушения (позже апелляционный суд постановил назначить штраф и не ограничивать работу нефтепровода). Эксперты связали проблемы с работой КТК с возможным давлением Москвы на Нур-Султан из-за неподдержки российского вторжения в Украину. Руководство Казахстана на этом фоне заявило о необходимости диверсифицировать маршруты поставок нефти за рубеж, назвав Транскаспийский коридор ключевой альтернативой.