Сельчане Мангистауской области оказались в ловушке, и не простой, а песчаной! Люди обратились за помощью в редакцию нашего канала. Они утверждают, что их дома окружили зыбучие дюны, которые уже засыпали несколько строений. Насколько опасен золотой песок, узнавала Юлия Волкова.
Верблюды, дюны и песок. Настоящая пустыня, которая поглощает посёлки Жарма и Сазды. Но рады этому только дети, для них вся улица – большая песочница. А взрослые смотрят на барханы с раздражением и страхом.
ТИЫН БАЛМУРЗАЕВА – ЖИТЕЛЬНИЦА АУЛА ЖАРМА: «Мой сарай, где я держала свой скот, провалился в песчаную яму! Его засыпало за пару дней. Песок к домам подбирается. Сегодня машина ваша до нас доехала – повезло!»
АЛДАБЕРДЫ АКШАБАЕВ – ЖИТЕЛЬ АУЛА ЖАРМА: «100 000 тенге я отдал за расчистку своей территории! За эти деньги я мог бы лошадь купить! Если не чистить, нас всех занесёт песком, и мы заживо будем тут похоронены!»
Песок – не снег, от него проблемы круглый год, говорят люди. Раньше до дюн был километр, сейчас барханы — в нескольких метрах от ворот. Некоторые бросили свои дома: скот негде держать, и в страхе жить невозможно. Так и осталось в Жарме 100 человек. Но они хотят сохранить свои дома. Такие же проблемы в селе Сазды.
ТАЛГАТ КЫЛАНОВ – ЗАМЕСТИТЕЛЬ АКИМА МАНГИСТАУСКОГО РАЙОНА: «Мы знаем про это, голову сломали, как помочь. Обратились за помощью в Управление природных ресурсов. Там уже разработали проект для сохранения двух аулов. Он обойдётся в 430 млн тенге. Но срок реализации ещё не определён».
Суть проекта — в биологической стабилизации пустыни. Это не новшество, а мировая практика. Помогут растения, которые закрепляют почву своими корнями. Например, привычный нам саксаул. Он сможет задержать гектары дюн и остановить песчаные оползни. Главное, чтобы в бюджете региона поскорее отыскали средства на высадку и сделали её раньше, чем песок накроет посёлки.