О проблемах и достижениях с министром культуры и спорта

Мы говорим о спорте, когда наши спортсмены одерживают значимые громкие победы или же терпят громкие поражения. О культуре, когда наши исполнители, режиссёры, актёры достигают каких-то успехов, скажем, за рубежом. А что происходит в закулисье?  Мы записали эксклюзивное интервью с Министром, курирующим эти 2 сферы, и прошлись по некоторым болевым точкам — кружкам и секциям доступным не всем детям, откровенно маленьким зарплатах работников культуры и о том, нужны ли нам иностранные спортсмены за десятки миллионов.

Если говорить о казахстанском футзале, то несомненно вспомнится Игита. Не забыты ещё болельщиками сборной страны по футболу невероятные спасения ворот от Э́рича. Как и те моменты, когда государственный гимн с рукой у сердца слушали хоккеисты Даллмэн и Доус. А вот один из главных теннисных трофеев планеты держит Рыбакина. Или, например, первая в истории республики золотая медаль в беге на 3000 метров с препятствиями на шее у Джеруто. Всё это успехи и награды Казахстана. С оговоркой. Их нашей стране принесли спортсмены из Бразилии, Сербии, Канады, России, Кении. Легионеры, ставшие своими после натурализации.

А это уже наша национальная сборная по хоккею возвращается с Чемпионата мира. Помимо того, что она стала самой молодой командой на турнире, на этот раз она действительно целиком и полностью была НАША. Впервые за 16 лет защищать честь республики на мировое первенство отправились лишь ребята made in Kazakhstan. Что называется, не было бы счастья… но по разным причинам натурализованные канадцы, европейцы и россияне поехать не смогли. А ведь они считались усилением. Их место заняли местные хоккеисты, в том числе совсем новички взрослой сборной. Ожидания от Чемпионата мира были, прямо сказать, не радужные.

 

Асхат Оралов МИНИСТР КУЛЬТУРЫ И СПОРТА РК

Все говорили, что мы сейчас проиграем, что не смогут… 

Реальность — наши ребята выиграли 3 матча из 7 — и сохранили прописку Казахстана в элитном мировом дивизионе, где играют сборные только 16-ти стран.

Этот голос вы точно могли слышать раньше. Евгений Акманов комментировал Олимпийские игры, чемпионаты мира, работал в сферах хоккея, тенниса, футзала — в общем, о спорте ему всегда есть что сказать.

 

Евгений Акманов СПОРТИВНЫЙ МЕНЕДЖЕР

Мы по ходу матчей постоянно уступали и всё равно побеждали, и в международной федерации хоккея опубликовали такой лист с прозвищами, где сборную Казахстана называли Камбэкстан – как будто возвращающиеся. 09.35 У молодых ребят, им сказали, мы вам доверяем, мы в тебя верим, тебе игровое время. Пожалуйста, вперед. Конечно, пацаны горят. (ставим видео матчей без четких границ, размыто)

Значит, можем, но чтобы это доказать, нужно было сначала получить тот самый шанс. Да, где-то набить шишки, крупно проиграть, но самим. А ведь часто, возможно, даже слишком в разных видах спорта — вместо наших ребят защищать честь Казахстана отправляют зарубежных атлетов. И у этого есть своя цена.

Евгений Акманов СПОРТИВНЫЙ МЕНЕДЖЕР

В среднем иностранный хоккеист получает 20 млн тенге в месяц. В год 10 млн, у них 10 месяцев идет сезон. Представьте, сколько детей из детской секции можно содержать на 200 млн в год. Ну, я думаю около 50. Вот и ответ. Либо вы гонитесь за сиюминутным результатом, подписывая иностранного игрока, который даст результат здесь и сейчас, либо вы открываете детскую школу и работаете на перспективу + через какое-то время из толпы этих детишек, какая-то часть из них выстрелит. Дело выбора (рисуем цифры за спиной)

Часто выбор падает на первое. И, конечно, не только в хоккее. Потому что стоит задача добыть медали здесь и сейчас. Самый быстрый и лёгкий способ это сделать — натурализовать уже готовых атлетов. Ведь сроки работы в должности у чиновников и даже руководителей клубов, федераций куда меньше, чем время, которое необходимо, чтобы ребёнок вырос в профессионального спортсмена. Тут правильно будет сделать оговорку, что натурализация легионеров – это не изобретение Казахстана. Так поступают в разных странах. Однако важно соблюдать баланс и исходить из принципа рациональности. Ведь импортные атлеты, как правило, обходится дороже.

Министр Асхат Оралов в беседе с нами уточнил, что совсем отказываться от легионеров и их натурализации Казахстан не планирует, но сейчас в отечественном мире спорта идёт курс на их минимизацию.

Асхат Оралов МИНИСТР КУЛЬТУРЫ И СПОРТА РК

Скажу откровенно как есть. Мы не против легионеров. Но мы больше делаем акцент на наши спортсменах. Я считаю, что пришло время и нашим спортсменам дать тоже возможность, но легионеры тоже нужны, которые служат профессиональному росту наших отечественных спортсменов.

Та же Елена Рыбакина. Она родилась в России, но поверили в неё и вложились в развитие именно в Казахстане. Теперь одни ласково называют её Рыбкой, другие добавляют — если и так, то она — акула, выигравшая Уимблдон и уже ставшая 4-ой ракеткой мира.

Евгений Акманов СПОРТИВНЫЙ МЕНЕДЖЕР

Я просто не представляю, у нас не было такой возможности в детстве увидеть кумиров, к нам не приезжали английские футболисты, и когда человек, которого ты видел буквально в воскресенье по телевизору, выигрывает Уимблдон, а во вторник она уже в Астане и ты идешь с ней сфотографироваться, я думаю, детей просто трясет от восторга.

Асхат Оралов МИНИСТР КУЛЬТУРЫ И СПОРТА РК

Сколько вопросов было, но как её обожают у нас…  Это тот  случай, когда спортсмены служат отечественному спорту. Сколько ребят начнут заниматься теннисом.

Причём вклад Рыбакиной — это не только победы на корте, которые вдохновляют и мотивируют других. Из своих заработанных призовых она выделила 35 млн тенге на поддержку молодых и перспективных теннисисток, которых выбрала сама.

Евгений Акманов СПОРТИВНЫЙ МЕНЕДЖЕР

Позитивные примеры — та же Ярослава Шведова, Юрий Щукин, Игита. ребята играют за сборную годами, остаются, ассимилируются помогают расти молодым. Есть ребята легионеры, которые приезжая сюда, чётко понимают, что их задача заработать и поехать дальше, либо продать себя дороже и поехать дальше. Это бизнес, ничего личного, всё нормально.

А ещё бывает так, что медали получают, вся страна радуется, ликует, как это было, например, с натурализованными тяжелоатлетками Майей Манеза, Зульфиёй Чиншанло, Светланой Подобедовой на Олимпийских играх 2012-го. А потом награды из-за допинг-скандала отбирают. В итоге и в статистике побед у Казахстана прочерк с подмоченной репутацией вдобавок. И вклад от приобретённых когда-то легионеров в развитие отечественной тяжелой атлетики -сомнителен.

Источник

Комментарий (0)
Добавить комментарий