В этом году исполняется 40 лет, как не стало народного артиста КазССР Евгения Брусиловского. «Я вложил свою личную судьбу в судьбу казахской культуры…», — говорил великий композитор. В 1933 году он приехал в Алма-Ату и навсегда изменил нашу классическую музыку. Точнее, стал её родоначальником. А собирание кюев и народных песен превратил в дело всей своей жизни.
В музее Наума Шафера время вспять можно повернуть лёгким движением руки. Патефон, любимая пластинка и вот, известный казахстанский мэтр — вновь в
1950-х. А рядом — любимый учитель Евгений Григорьевич Брусиловский. Но это было больше, чем просто уроки музыки, вспоминает Наум Григорьевич.
НАУМ ШАФЕР, МУЗЫКОВЕД, КОМПОЗИТОР, УЧЕНИК Е. БРУСИЛОВСКОГО: «Он считает, что композиторский талант иссякает, когда автор занимается чистым творчеством и отъединяется от жизни. Композитор должен быть всесторонне развитым человеком и иметь достойные знания».
Как композитор, Наум Шафер известен под именем Нами Гитин. Это Евгений Брусиловский придумал ему псевдоним и уговаривал бросить филфак, даже подготовил место в Свердловской консерватории. Наум Григорьевич не решился, но музыка навсегда осталась в его жизни. Обо всём этом Нами Гитин рассказывает в своих мемуарах, которые так и назвал «День Брусиловского».
НАУМ ШАФЕР, МУЗЫКОВЕД, КОМПОЗИТОР, УЧЕНИК Е. БРУСИЛОВСКОГО: «До его приезда в Казахстан здесь профессиональной музыки не было. Была гениальная народная музыка, которую создавали кюйши и прочие представители казахского народа с ярко выраженной музыкальной природой. Но это всё оставалось на уровне фольклора. Это надо было поднять до оперного, симфонического уровня. Если взять более лёгкие жанры, до уровня массовых песен. Это впервые в Казахстане сделал именно Евгений Григорьевич Брусиловский».
Казахстану его, можно сказать, подарил Ахмет Жубанов. Мэтр обратился к Союзу композиторов с просьбой направить сюда специалиста. В 1933 году Брусиловского командировали в Алма-Ату. Спустя год он напишет первую казахскую оперу «Кыз Жибек», а главную партию исполнит легендарная Куляш Байсеитова.
Он не только вошёл в золотой фонд, но и воспитал целое поколение талантливейших композиторов. Среди них — Александр Зацепин, Мукан Тулебаев, Бахытжан Байкадамов и другие. Евгений Брусиловский испытывал истинную страсть к казахскому фольклору. Он смог собрать больше 250 кюев.
БИБИГУЛЬ ТУЛЕГЕНОВА, НАРОДНАЯ АРТИСТКА СССР: «Ни одной ноты он не искажает. Как Глинка сказал: «Музыку пишет народ, а мы её аранжируем». Вот точно такая история была с Брусиловским. Чутьё у него было музыкальное».
«Две ласточки». Этот романс Брусиловского стал известным на весь Союз, вспоминает народная артистка Казахстана Бибигуль Тулегенова.
БИБИГУЛЬ ТУЛЕГЕНОВА, НАРОДНАЯ АРТИСТКА СССР: «Меня гордость брала за то, что куда я не приеду, везде все великие певцы поют «Две ласточки» Брусиловского и «Казахский вальс» Хамиди в постсоветском пространстве. В Прибалтику я приехала, в Латвии на латышском одна певица пела, потом в Москву — там несколько русских певец, на Украину – там. И все поют на своём языке в переводе. Брусиловский был величина».
Евгения Григорьевича Брусиловского не стало 9 мая 1981 года. Но не зря говорят: музыкант жив, пока звучит его музыка.