Почему московская молодежь предпочитает проводить свой досуг в торговых центрах столицы

Московские подростки ищут свое место в городе, причем и в географическом смысле тоже. Много времени молодые люди проводят на фуд-кортах торговых центров, и причина вовсе не в бургерах. Московский городской педагогический университет (МГПУ) презентовал первые результаты исследования «Сетевые предприятия быстрого питания Москвы – пространство неформального общения подростков», о которых рассказывает профессор МГПУ Борис Куприянов.

Доктор педагогических наук, профессор Московского городского педагогического университета Борис Куприянов поделился первыми итогами исследования, почему московских подростков так часто можно видеть в так называемых ресторанах быстрого питания. Оказалось, привлекает их вовсе не вкусная и вредная еда.
Борис Куприянов вместе со студентами МГПУ провел необычное исследование: почему подростки так много времени проводят в ресторанах быстрого питания и на фуд-кортах. Большая часть из них общается со сверстниками, сидит в Интернете или играет в игры на телефоне, иногда делают фото, селфи и снимают видео.

Исследователи выбрали два метода сбора информации: наблюдение на фуд-кортах и опрос завсегдатаев этих мест. В ходе наблюдения за 138 часов было обнаружено 980 подростковых компаний на 31 фуд-корте. Наблюдатели работали в семи районах города. Районы выбирались произвольно. В центре была выбрана станция метро «Таганская» с пятью точками быстрого питания. Чуть дальше от центра — проспект Мира. Две станции на юго-востоке: метро «Выхино» и «Братиславская» (по четыре фуд-корта). Ещё на Ленинградском и Боровском шоссе — в Западном административном округе, пять точек на Хорошевском (север столицы). При наблюдении возраст посетителей определяли на глаз — чтобы это были подростки-школьники. Валидными оказались 816 подростковых компаний, в среднем по три человека.

Помимо наблюдений был еще и опрос. Он проводился среди студентов вузов — выпускников столичных школ и среди школьников. Опрашивали 172 человека выпускников (18–20 лет) и 51 старшеклассника (возраст 16–17 лет). Большинство было опрошено дистанционно, часть — в личном общении.

Оказалось, что вкусная вредная еда — это лишь сопровождающий фактор времяпрепровождения, но никак не решающий. 89% опрошенных собираются в ресторанных двориках ТЦ лишь потому, что там тепло — видна разница между посещениями подобных мест подростками летом и зимой. Также сетевые заведения удобно расположены — расстояние от школы или дома до фастфуда в среднем 15 минут. В больших городах квартиры не предназначены для домашних посиделок, поэтому 61% школьников выбирает ресторан быстрого питания в качестве места для общения. Лишь 16% подростков приходят в ресторанные дворики с целью знакомства.
По мнению исследователей, если воспринимать детей как потенциальных стартаперов и авторов собственных жизненных проектов, тогда возникает понимание, что ребенку нужно пространство для активной созидательной деятельности. Взрослые жалуются, что подростки слишком инфантильны, не имеют жизненных целей, но режко при этом задаются вопросом, а готовы ли взрослые дать им возможность реализоваться?
«В середине нулевых у нас в стране запустили нацпроект «Образование», — рассказал Борис Куприянов, — который сориентировал школы преимущественно на обучение и учебные результаты, воспитанию уделили мало внимания, поэтому места для подросткового общения остались не в каждой школе. Изменения в дополнительном образовании примерно с 2010 года привели к тому, что неформальные компании подростков не вписались в новую образовательную реальность. Внешкольное воспитание, существовавшее в советское время и имевшее клубный характер, как раз для подросткового общения, ушло в прошлое. Помимо изменений в образовании, московские дворы превратились в автостоянки (с ростом машинизации населения). Все эти и некоторые другие процессы привели к тому, что у подростков не стало пространств, кроме фуд-кортов, откуда хотя бы не гонят».
Эксперты Московского городского университета видят возможную альтернативу фуд-кортам в школе или детских общественных организациях. Но в таком случае ннепонятно, насколько школы готовы предоставить пространство для неформального общения подростков; есть ли ресурсы, чтобы учебные заведения были открыты до 8–9 вечера; могут ли подростки приходить в школы, в которых не учатся; есть ли возможность организовать недорогое вкусное и полезное питание в вечернее время. Эти вопросы, считают в МГПУ сегодня крайне актуальны, и необходимость их решения станет острой уже в ближайшие годы.

Комментарий (0)
Добавить комментарий