Представители мэрии и Министерства финансов 13 декабря на заседании парламентского комитета по международным делам, обороне и безопасности представили проект соглашения с Азиатским банком развития, в рамках которого планируется закупить 120 электробусов.
Как рассказал заместитель министра финансов Руслан Татиков, Кыргызстану выделят 25 млн долларов кредита на 32 года под 1,5%, при этом первые 8 лет являются льготными, в это время ставка составляет 1%.
Также выделяется 25 млн долларов в виде гранта, вклад правительства КР – 9 млн долларов. Общая стоимость проекта – 59 млн долларов. Проект рассчитан на 3 года и должен завершиться в 2024 году.
Представители мэрии рассказали, что 120 электробусов будут курсировать по 5 маршрутам, в рамках проекта планируется также подготовка инфраструктуры, модернизация автобаз, строительство крытых стоянок и подстанций для нового транспорта, перепроектирование некоторых перекрестков.
Также отмечено, что пока не известно, где будут приобретены электробусы. По условиям АБР, в конкурсе могут участвовать 99 стран, страна-производитель будет определена по его итогам.
Депутаты высказали обеспокоенность некоторыми условиями соглашения. Ирина Карамушкина выразила мнение, что стоимость консультаций в рамках проекта слишком высока.
«Вы покупаете 120 электробусов, но они не покроют весь город. Стоит ли брать такой кредит? Это же ощутимая сумма для нас. На управление проектом вы закладываете 500 тысяч долларов, на консультационные услуги – 3 млн долларов. Почему услуги такие дорогие? Это кощунственные условия, понятно, что банк забирает себе огромные суммы, но выплачивать кредит ведь нашей стране! Наша сторона имеет силу духа, чтобы хотя бы иногда просить меньше закладывать на консультативные услуги?» — задалась вопросом депутат.
Ее поддержал Каныбек Иманалиев, который напомнил, что обычно в соглашениях на 100 млн долларов на консультации закладывается 1,5-2 млн долларов, что намного ниже суммы в этом соглашении. Он выразил мнение, что в условиях необходимо прописать требование – тратить на консультационные услуги не более 3% от суммы проекта.
«Я согласен с коллегами. 3 млн долларов – это слишком много. Что это за консультационные услуги такие? Это же несложный проект, не нужно много мозгов, чтобы управлять электробусами. Или что — специально приедут какие-то специалисты? В мэрии же есть свои специалисты, своя стратегия по дорогам», — присоединился к коллегам депутат Акыл Кемелов.
После обсуждения депутаты поручили Минфину проработать вопрос о снижении стоимости консультационных услуг.
В феврале 2020 года сообщалось, что Азиатский банк развития может выдать кредит на покупку 350 электрических автобусов до конца 2020 года. Тогда проект оценивался 50 млн долларов.