День, когда земля уходит из-под ног. Во всем мире сегодня «черная пятница» – распродажа, охватывающая все крупные магазины планеты. Всего 1 день торговли может принести прибыль больше, чем за полгода. Но нередко поход в магазин оборачивается настоящей бойней, уцелеть в которой уже считается удачей.
День великой распродажи в Соединенных Штатах возведен в культ. «Черная пятница» отмечена красным в календаре рядового американца. И уже с самого утра у крупнейших магазинов выстраиваются очереди. Каждый верит: самый ценный товар по бросовой стоимости достанется именно ему. Редкая распродажа в первые минуты обходится без жертв. Тут уж не до сантиментов. Товары с прилавков в прямом смысле сметают. Поэтому хватка хищника – залог удачной покупки. «Черная пятница» – многолетняя традиция, корни которой идут из прошлого. Одна из наиболее популярных версий связана с формой ведения отчетности в США. В бухгалтерских книгах убытки записывали красными чернилами, а прибыль – черными.
В дни распродаж доход магазинов и банков значительно вырастал, поэтому темные тона в документах преобладали. «Я увидел рекламу о распродаже техники, и супруга уговаривала меня купить этот телевизор. А с довольной женой и жить приятно». В Казахстане день великой распродажи сохранил лишь общие очертания. Грандиозными скидками отечественного потребителя магазины радуют нечасто.
АСЕЛЬ КОЖАКОВА — МАРКЕТОЛОГ: «Они просто пишут новую цену, потом заменяют ее, и как будто бы выдают ее за скидку. Либо они сдают совсем залежалый товар, либо заявляют, что этот товар есть, показывают скидки, но на самом деле его нет. То есть либо товара нет, либо скидки на определенное количество товара нет». Но не для всех «черная пятница» – праздник. В Париже экоактивисты заблокировали штаб-квартиру французского отделения компании интернет-торговли. Люди призывали отказаться от массового потребления товаров, что негативно сказывается на окружающей среде и климате планеты. Но маркетинговые стратегии, нацеленные на прибыль, все равно сильнее.