Режиссер культовой «Иглы» рассказал о будущем казахстанского кино

В Астане состоялся предпремьерный показ художественного фильма «Дорога к матери».

Кинолента, созданная по заказу Министерства культуры и спорта РК, глубоко затронула зрителей и открыла, по сути, новую страницу отечественного кинематографа.

Что думает по этому поводу профессиональное сообщество, мы решили узнать у известного казахстанского кинорежиссера, президента Национальной академии кинематографических искусств и наук, Рашида Нугманова, снявшего культовый фильм «Игла».

— Рашид Мусаевич, Ваше мнение о новой киноленте режиссера Акана Сатаева и сценариста Тимура Жаксылыкова? Успешный ли это проект?

— Я давно знаю этот творческий тандем и могу сказать, что их новый фильм «Дорога к матери» оправдал ожидания. Фильм разительно отличается от предыдущих кинокартин и по сюжету, и по жанру, но по-прежнему обращен к сердцу зрителя. (…) Коллективизация, голод, война, репрессии – тяжелейшие испытания, выпавшие на долю Ильяса, которого 10-летним мальчиком объявили «врагом народа» – наши сегодняшние проблемы кажутся детским лепетом рядом с тем, что пришлось пережить тому поколению. Главное достижение создателей фильма в том, что они заставляют зрителя почувствовать это нутром. (…) Есть нечто объединяющее, от чего комок к горлу подступает, нечто более глубокое, базовое, общечеловеческое. Лучшей премьеры в День благодарности не представить. Я верю, что фильм ожидает богатая прокатная судьба. Это прекрасная работа всех без исключения создателей фильма и его продюсеров, и я рад, что казахстанские профессионалы сделали огромный шаг вперед, чтобы вывести наше кино на новый уровень.

— Сейчас Вы живете и работаете в Казахстане. Как человек, долгие годы проработавший в Европе и США, как Вы оценили бы развитие кино в нашей стране?

— Главная особенность казахстанского кинематографа в том, что до обретения независимости все фильмы финансировались государством, и когда страна в начале 90-х годов погрузилась в новые рыночные реалии, старая система начала немедленно крошиться.

С тех пор и вплоть до сегодняшнего дня основная продукция на наших экранах – американского производства, и эта ситуация продиктована жесткими рыночными условиями. В результате сложился огромный дисбаланс между производством национальных фильмов и их прокатом.

Если первое все еще в большинстве своем субсидируется государством, то второе находится целиком в частных руках при отсутствии государственной поддержки проката. Это и представляет сегодня главную проблему на пути развития кинематографа Казахстана. В результате отсутствует мотивация возврата вложенных денег, и единственный источник дохода кинематографиста – производственная смета за счет бюджетных средств. Институт независимого продюсирования при отсутствии стимулов для частных инвестиций развивается слабо и спонтанно.

Существуют и объективные ограничения в силу малых размеров внутреннего кинорынка, немногочисленности казахстанской киноаудитории. Здесь важно активно выходить на международное сотрудничество и копродукцию, что позволит расширить прокатные перспективы за пределы страны.

В последние годы в Казахстане наблюдается положительная динамика в этом направлении.

Например, режиссером четвертой части киноленты «Путь лидера» стал российский сценарист и режиссер Сергей Снежкин. К производству художественной картины «Пәриждегі ән» о легендарном певце и композиторе Амре Кашаубаеве привлечен американский продюсер Кэри Гранат. Производство фильма «Композитор», посвященного жизни и деятельности китайского композитора Си Синхая, жившего долгие годы в Казахстане, запланировано совместно с Китаем. Надеюсь, что и соглашения, подписанные министром культуры А. Мухамедиулы с британским кинопродюсером Кентом Волвиным, дадут свои положительные результаты. Это открывает перспективу вывести казахстанские фильмы на зарубежные кинорынки, а также привлечь в Казахстан зарубежные инвестиции и специалистов.

— В последнее время очень часто поднимается вопрос разработки самостоятельного Закона «О кино». Насколько это актуально, и что Вы можете сказать о международном опыте в киноиндустрии?

Дисбаланс между производством национальных фильмов и их прокатом в Казахстане требует срочных законодательных мер, чтобы выправить ситуацию, пока не поздно. Ведь с каждым годом мы все более погружаемся в рыночный мир. Это неизбежность. Государственное субсидирование кино из года в год сокращается, и это тоже неизбежность – для кого-то печальная, для других же – стимул к немедленным действиям.

Меня радует то, что Министерство культуры и спорта РК сегодня проявляет инициативу к реформам, опережая пассивную, иждивенческую позицию некоторых кинематографистов, привыкших к бесконечной безвозмездной государственной поддержке при отсутствии каких-либо обязательств возврата вложенных средств. «Дай, дай, дай, дай»… — это неподходящий алгоритм для 21 века, если мы хотим получить на выходе жизнеспособное, конкурентное кинопроизводство. Какие законодательные меры способны изменить ситуацию к лучшему? Тут нам поможет опыт зарубежных стран с развитой системой государственной поддержки кинематографии — России и Франции.

— Ежегодно в Казахстане проводится Международный кинофестиваль «Евразия». Каков его рейтинг на международной арене? И что требуется для поднятия его уровня?

— Необходимо избавиться от крайне неэффективной и бессмысленной практики ежегодных тендеров на право проведения фестиваля. Нужна постоянная дирекция, которая построит долговременную стратегию развития нашего бренда и превратит фестиваль в важнейший форум на евразийском пространстве, способный конкурировать с Москвой, Пуссаном и Шанхаем. Это не столь недостижимая задача, как может показаться на первый взгляд. Нужна лишь политическая воля. И опять же, меня как казахского кинематографиста радует принципиальная позиция Министерства культуры и спорта в этом вопросе. Если мы сделаем первый шаг сегодня, цель будет сама идти нам навстречу завтра.

Источник: Nur.kz

Без рубрики
Комментарий (0)
Добавить комментарий