Новости на Newstaraz.

Режиссер культовой «Иглы» рассказал о будущем казахстанского кино

newstaraz.kz

В Астане состоялся предпремьерный показ художественного фильма «Дорога к матери».

Кинолента, созданная по заказу Министерства культуры и спорта РК, глубоко затронула зрителей и открыла, по сути, новую страницу отечественного кинематографа.

Что думает по этому поводу профессиональное сообщество, мы решили узнать у известного казахстанского кинорежиссера, президента Национальной академии кинематографических искусств и наук, Рашида Нугманова, снявшего культовый фильм «Игла».

— Рашид Мусаевич, Ваше мнение о новой киноленте режиссера Акана Сатаева и сценариста Тимура Жаксылыкова? Успешный ли это проект?

— Я давно знаю этот творческий тандем и могу сказать, что их новый фильм «Дорога к матери» оправдал ожидания. Фильм разительно отличается от предыдущих кинокартин и по сюжету, и по жанру, но по-прежнему обращен к сердцу зрителя. (…) Коллективизация, голод, война, репрессии – тяжелейшие испытания, выпавшие на долю Ильяса, которого 10-летним мальчиком объявили «врагом народа» – наши сегодняшние проблемы кажутся детским лепетом рядом с тем, что пришлось пережить тому поколению. Главное достижение создателей фильма в том, что они заставляют зрителя почувствовать это нутром. (…) Есть нечто объединяющее, от чего комок к горлу подступает, нечто более глубокое, базовое, общечеловеческое. Лучшей премьеры в День благодарности не представить. Я верю, что фильм ожидает богатая прокатная судьба. Это прекрасная работа всех без исключения создателей фильма и его продюсеров, и я рад, что казахстанские профессионалы сделали огромный шаг вперед, чтобы вывести наше кино на новый уровень.

— Сейчас Вы живете и работаете в Казахстане. Как человек, долгие годы проработавший в Европе и США, как Вы оценили бы развитие кино в нашей стране?

— Главная особенность казахстанского кинематографа в том, что до обретения независимости все фильмы финансировались государством, и когда страна в начале 90-х годов погрузилась в новые рыночные реалии, старая система начала немедленно крошиться.

С тех пор и вплоть до сегодняшнего дня основная продукция на наших экранах – американского производства, и эта ситуация продиктована жесткими рыночными условиями. В результате сложился огромный дисбаланс между производством национальных фильмов и их прокатом.

Если первое все еще в большинстве своем субсидируется государством, то второе находится целиком в частных руках при отсутствии государственной поддержки проката. Это и представляет сегодня главную проблему на пути развития кинематографа Казахстана. В результате отсутствует мотивация возврата вложенных денег, и единственный источник дохода кинематографиста – производственная смета за счет бюджетных средств. Институт независимого продюсирования при отсутствии стимулов для частных инвестиций развивается слабо и спонтанно.

Существуют и объективные ограничения в силу малых размеров внутреннего кинорынка, немногочисленности казахстанской киноаудитории. Здесь важно активно выходить на международное сотрудничество и копродукцию, что позволит расширить прокатные перспективы за пределы страны.

В последние годы в Казахстане наблюдается положительная динамика в этом направлении.

Например, режиссером четвертой части киноленты «Путь лидера» стал российский сценарист и режиссер Сергей Снежкин. К производству художественной картины «Пәриждегі ән» о легендарном певце и композиторе Амре Кашаубаеве привлечен американский продюсер Кэри Гранат. Производство фильма «Композитор», посвященного жизни и деятельности китайского композитора Си Синхая, жившего долгие годы в Казахстане, запланировано совместно с Китаем. Надеюсь, что и соглашения, подписанные министром культуры А. Мухамедиулы с британским кинопродюсером Кентом Волвиным, дадут свои положительные результаты. Это открывает перспективу вывести казахстанские фильмы на зарубежные кинорынки, а также привлечь в Казахстан зарубежные инвестиции и специалистов.

— В последнее время очень часто поднимается вопрос разработки самостоятельного Закона «О кино». Насколько это актуально, и что Вы можете сказать о международном опыте в киноиндустрии?

Дисбаланс между производством национальных фильмов и их прокатом в Казахстане требует срочных законодательных мер, чтобы выправить ситуацию, пока не поздно. Ведь с каждым годом мы все более погружаемся в рыночный мир. Это неизбежность. Государственное субсидирование кино из года в год сокращается, и это тоже неизбежность – для кого-то печальная, для других же – стимул к немедленным действиям.

Меня радует то, что Министерство культуры и спорта РК сегодня проявляет инициативу к реформам, опережая пассивную, иждивенческую позицию некоторых кинематографистов, привыкших к бесконечной безвозмездной государственной поддержке при отсутствии каких-либо обязательств возврата вложенных средств. «Дай, дай, дай, дай»… — это неподходящий алгоритм для 21 века, если мы хотим получить на выходе жизнеспособное, конкурентное кинопроизводство. Какие законодательные меры способны изменить ситуацию к лучшему? Тут нам поможет опыт зарубежных стран с развитой системой государственной поддержки кинематографии — России и Франции.

— Ежегодно в Казахстане проводится Международный кинофестиваль «Евразия». Каков его рейтинг на международной арене? И что требуется для поднятия его уровня?

— Необходимо избавиться от крайне неэффективной и бессмысленной практики ежегодных тендеров на право проведения фестиваля. Нужна постоянная дирекция, которая построит долговременную стратегию развития нашего бренда и превратит фестиваль в важнейший форум на евразийском пространстве, способный конкурировать с Москвой, Пуссаном и Шанхаем. Это не столь недостижимая задача, как может показаться на первый взгляд. Нужна лишь политическая воля. И опять же, меня как казахского кинематографиста радует принципиальная позиция Министерства культуры и спорта в этом вопросе. Если мы сделаем первый шаг сегодня, цель будет сама идти нам навстречу завтра.

Похожие статьи
Источник: Nur.kz

newstaraz.kz
Вам также могут понравиться

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

newstaraz.kz

where to buy viagra buy generic 100mg viagra online
buy amoxicillin online can you buy amoxicillin over the counter
buy ivermectin online buy ivermectin for humans
viagra before and after photos how long does viagra last
buy viagra online where can i buy viagra
Translate »