В Казахстане курьеров и таксистов начнут облагать налогами. Новость о дополнительных 4% с доходов самозанятых вызвала бурное недовольство в социальных сетях. При этом, пилотный проект в стране запустили ещё 10 дней назад, с 1 июля. Работает ли он на деле? И повлияют ли новые нормы закона на конечный ценник частного извоза? Знает Айгерим Муздыбаева.
МЕДЕТ КУРМАНОВ — ПРЕДСЕДАТЕЛЬ АССОЦИАЦИИ ТРАНСПОРТНИКОВ СТОЛИЦЫ: «В законе есть требования, и они не исполняются. Вот теперь вопрос такой, введут ещё новые требования? Во-первых, кто их будет контролировать? Второе, если они исполняться не будут, какие меры будут к ним применяться?»
Начнём с принятия нового Социального кодекса Казахстана. Его президент Токаев подписал 20 апреля этого года. Вступил в силу документ только в этом месяце. Одна из его задумок – обеспечить равные права для всех работников, особенно самозанятых и никак не контролируемых. Председатель Ассоциации транспортников Медет Курманов считает, что данные нововведения однозначно повлияют на стоимость поездок в такси, и не в пользу клиентов. Ведь у одних начнётся бумажная волокита с регистрацией ИП и выплатой налогов, а у других, скорее всего, прощание с профессией.
МЕДЕТ КУРМАНОВ — ПРЕДСЕДАТЕЛЬ АССОЦИАЦИИ ТРАНСПОРТНИКОВ СТОЛИЦЫ: «Часть водителей, наверное, уйдут. То есть те, которые занимаются временно вечерами по выходным, у них есть основная работа. Зачем им сейчас где-то ещё светиться платить официально, быть таксистом?» В Комитете госдоходов, тем временем, напомнили, что уплата налогов обязательна при любом виде предпринимательства, кем бы ты не работал. А ещё уже через полгода закончатся 3 года моратория на проверки субъектов малого бизнеса. Перестанет действовать и освобождение от уплаты налогов на доходы предпринимателей, применяющих специальный налоговый режим, и они должны будут платить 4%.
ГУЛЬМИРА СМАГУЛОВА — РУКОВОДИТЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ: «Разговаривая со многими таксистами, все мы люди, все ездим на такси, когда спрашиваешь: «А почему вы не регистрируетесь как предприниматель?», некоторые ошибочно говорят: «Я же плачу вот платформе. Они, наверное, за меня платят». Я говорю: «Наверное, нет». А почему не регистрируют предприниматели? Они говорят: «Ой, знаете, мы боимся. Вдруг мы там вовремя не сдадим отчётность». Пилотный проект предполагает, что предприниматели смогут работать через специальное приложение e-Salyq бизнес. Через него можно будет легко зарегистрировать ИП. В нём будут видны все данные о водителе или о курьере. То есть ни в какие инстанции ходить не нужно. Все поездки, чеки, а в конце месяца и суммы налогов будут доступны одним кликом на смартфоне. Но для этого онлайн-агрегаторы такси, служб доставки и другой подобный бизнес должны согласиться работать вместе с налоговой. И для сравнения: у наёмных работников только индивидуальный подоходный налог составляет 10%, а у таксистов и курьеров будет всего 4%. И в них будут входить и пенсионные взносы, и соцотчисления, и медстрахование. Налоговую декларацию предоставлять им будет не нужно.
САКЕН ДИЛДАХМЕТ — ПРЕСС-СЕКРЕТАРЬ МИНТРУДА РК: «Кто работает именно в интернет-приложении, сейчас как они платили налоги именно между приложениями, так и остаётся. То, что пенсионные выплаты, соцвыплдаты, это уже сам работодатель будет выплачивать».
Один из самых популярных онлайн-агрегаторов уже заявил о желании работать в пилотном режиме. В Минтруда в свою очередь отмечают, что на размер комиссии от водителя для таксопарка это не повлияет. Известно, 16% забирает само иностранное приложение. Еще 5-6 – перевозчик. Из них 4 теперь они должны будут платить в качестве налогов за каждого своего работника. Правда, получится ли это на деле, пока не ясно. Только вчера в столице курьеры этого же самого приложения вышли на митинг в Астане, заявив, что недовольны условиями труда. По некоторым данным, им не выплатили бонусы.