kapital.kz
Вопреки заявлениям аэропортов и авиакомпаний, в МИИР уверяют в бесперебойной заправке регулярных пассажирских и грузовых рейсов.
Ситуация с обеспечением авиатопливом в стране критическая. Об этом 27 октября заявили в аэропорту Нур-Султан. На сегодняшний день в столичном аэропорту сорвано бесперебойное обеспечение авиакеросином авиакомпаний, даже для регулярных пассажирских рейсов.
«В сентябре и октябре текущего года в Республике Казахстан сложилась критическая ситуация, связанная с дефицитом топлива. Крупные ресурсодержатели и поставщики Казахстана не обеспечивают своевременные поставки авиатоплива, что на данный момент критически влияет на нормальное функционирование аэропорта, как регионального транспортного узла. Так, в настоящее время поставщики из Российской Федерации отказались от поставок в Казахстан в силу ряда причин, в том числе из-за повышенного внутреннего спроса», — прокомментировал ситуацию пресс-секретарь АО «Международный аэропорт Нурсултан Назарбаев» Анвар Шалекенов.
За сентябрь и октябрь из-за дефицита и резкого роста цен было недопоставлено 14 тыс. тонн топлива, резервы исчерпаны, и аэропорт осуществляет заправку воздушных судов «с колёс». Такая ситуация с остатками у всех компаний, за исключением авиакомпании Air Astana.
В аэропорту Алматы для обеспечения бесперебойной работы решили ограничить объемы заправки регулярных пассажирских рейсов и приостановить заправку разовых чартерных рейсов. Объяснили это также тем, что в стране дефицит авиационного топлива.
О такой ситуации участники рынка заявляют не в первый раз. Но в министерстве энергетики отвечают, что «аэропорты и авиакомпании должны заблаговременно и самостоятельно прорабатывать вопросы обеспечения авиатопливом, включая поставки необходимого объема импорта. Это является текущей коммерческой деятельностью хозяйствующих субъектов». Министерство еще в начале сентября проинформировало компании о запланированном ремонте на Павлодарском НХЗ. Кроме того, заявляют, что аэропортам необходимо покупать топливо не только у крупных, но и у мелких поставщиков по коммерческим ценам.
«Кроме того, с учетом улучшения ситуации с авиатопливом на российском рынке есть возможность импорта с российских НПЗ. Индикативным балансом предусмотрен импорт из РФ до 300 тыс. тонн, фактически за 9 месяцев он составил всего 55 тыс. тонн», — отметили в Минэнерго.
Напомним, пресс-служба аэропорта Нур-Султан пояснила, что российские компании отказались от поставок из-за высокого спроса на внутреннем рынке.
В компании SCAT сообщили, что запасы авиакеросина достигли критического уровня. В трех городах ситуация дошла до своего пика: запасов авиационного топлива в Актау у компании достаточно лишь на ближайшие 4 дня, а в Актобе и столичном аэропорту — на 2. Чтобы обеспечить выполнение расписания вылетов, но при этом не получая необходимых объемов авиатоплива, компания обнулила собственные запасы в большинстве аэропортов Казахстана, сказали в пресс-службе. При этом отметили, что рейсы из Нур-Султана, к примеру, могли быть приостановлены уже в этот вторник. «SCAT смог предотвратить остановку вылетов, закупив небольшой объем топлива по двойному тарифу. Этого ресурса хватит лишь на два дня бесперебойного обеспечения авиасообщения. Важно понимать, что в самих аэропортах Актау, Актобе и Нур-Султана объемы авиакеросина также исчерпаны. То есть воздушные гавани этих городов в настоящий момент не смогут обеспечить перевозчиков ни при каких обстоятельствах», — сообщили в авиакомпании.
Но в Министерстве индустрии и инфраструктурного развития уверены, что выполнение регулярных авиарейсов не будет приостановлено. А дефицит авиатопливо объясняют ремонтом на Павлодарском нефтехимическом заводе (ПНХЗ). Также заявляют, что обеспечена бесперебойная заправка регулярных пассажирских и грузовых рейсов. Также отчитались, что совместно с министерством энергетики составили график поставки авиатоплива авиакомпаниям и аэропортам от заводов, частных компаний, ТОО «КазМунайГаз-Аэро» до возобновления работы ПНХЗ 9 ноября текущего года.
По данным МИИР, на сегодняшний день остатки авиатоплива в аэропортах составляют 27,9 тыс. тонн, отгружено с заводов и находится в пути 9,2 тыс. тонн, законтрактовано 15,6 тыс. тонн. Общий объем составляет 53 тыс. тонн.