СВОЙ КУРС: РЕАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ КОРОНАКРИЗИСА, МЫ УВИДИМ В 2022 ГОДУ

Если убытки от пандемии можно уже более-менее посчитать, это затраты государства на борьбу с последствиями карантина плюс недополученная ранее прогнозируемая прибыль, то предсказать, по какому сценарию пойдёт экономика после окончания пандемии, сложно. О будущем — экономический обозреватель Денис Кривошеев в авторской колонке «Свой курс».

Китайская экономика выросла на рекордные 18,3% в первом квартале 2021 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это самый высокий рост ВВП за всю историю. Таким образом Китай может снова стать так называемым «Белым лебедем» для мировой экономики. Но угрозы всё равно слишком серьёзны. Кажущееся благоденствие в мире достигается за счёт существенных вливаний в экономику со стороны государств. Власти либо тратят заначки, либо запустили печатные станки, раздавая пособия или запуская инфраструктурные проекты. Первое чревато потерей устойчивости, второе — галопирующей инфляцией. Казахстан не сильно отличается от всего мира. Устойчивость достигается колоссальными тратами на проекты занятости, ВВП стимулируется в том числе и через строительство инфраструктуры и жилья. Покупательская способность формируется за счёт льготного либо сверхдоступного потребительского кредитования. Стабильность национальной валюты поддерживается за счёт удержания высоких ставок по депозитам, и неоспоримую поддержку оказывает сократившийся спрос на валюту. Во-первых, некуда ездить и тратить, неудобные условия покупки долларов и их хранения.

При этом показатель ВВП Казахстана, объём всех произведённых в стране товаров и услуг за 2020 год составил 70 трлн тенге, что всего лишь на 2,5% меньше, чем в 2019 году. Добиться этого было сложно, у России ВВП за год просел на 2,8%, у США — на 3,5%. Как удалось добиться таких фантастических показателей? Существенные затраты резервов на поддержание экономики. По самым скромным подсчётам, на антикризисные меры в Казахстане было направлено около 9% от ВВП или 6 трлн тенге. Есть надежда, что стремительный рост стран-лидеров может оказать положительное влияние на Казахстан, в том числе через спрос на ресурсы. При этом нужно отдавать себе отчёт, что впереди ждут серьёзные испытания.

При этом для восстановления необходима предпринимательская активность, а для этого нужны деньги, которых сейчас у населения не так много. Придётся гасить кредиты, которые набрали на поддержание жизни. Восстановление деловой активности приведёт и к росту спроса на доллар, а значит, следует ждать ослабления тенге. В общем, реальные последствия кризиса мы увидим лишь в 2022 году. Это в том случае, если мир избавится от COVID-19, а до всеобщей иммунизации пока очень далеко. Прививайтесь.

Источник

Комментарий (0)
Добавить комментарий