Дорога соединяющая Большое Алматинское озеро и озеро Иссык-Куль получила предварительное рабочее название «Озерный транзит», передает газета «МК в Казахстане».
В Алматы состоялся Республиканский конкурс лучших архитектурных произведений. В его рамках в номинации «Лучший проект» дипломом 1-й степени союза архитекторов РК и золотым дипломом союза архитекторов Кыргызстана был отмечен проект короткого транспортного пути, соединяющего мегаполис Алматы и город Чолпон-Ату в Иссык-Кульской котловине.
Данный проект включает в себя строительство МГКД между Алматы, побережьем озера Иссык-Куль и двух лыжно-туристических курортов, расположенных на северных склонах Заилийского Алатау в Казахстане и Кунгей-Алатау в Кыргызской Республике. Высоты там, как подчеркивают эксперты по горному туризму в нашем регионе, хорошие, ровные, травянистые склоны и ледники со всех сторон.
Все это позволяет кататься на лыжах не три-четыре месяца в году, как на «Шымбулаке», а пять-семь месяцев. Когда разрабатывался этот проект, в 2008 году, по статистическим данным, в год из Алматы на Иссык-Куль ездило отдыхать около 850 тысяч человек. Это казахстанцы с юго-востока страны и россияне, которые добирались до Иссык-Куля транзитом через Алматы.
Поскольку проектируемая МГКД соединяет между собой Большое Алматинское озеро и озеро Иссык-Куль, проходит через перевал Озерный и рядом с высокогорным озером Джасыл-Коль в верховьях реки Чон-Кемин, проект и получил предварительное рабочее название «Озерный транзит».
Система канаток позволит сократить время пути от Алматы до Иссык-Куля до 2,5-3 часа, что сделает поездки на озеро фактически маршрутом выходного дня. И сократит объем использования автотранспорта для этого с вытекающими экологическими эффектами. Согласно расчетам, эффект позволит исключить выбросы в окружающую среду примерно 500 тысяч тонн парниковых газов за летний сезон.
В состав проектируемой МГКД должны войти пять или шесть рабочих ветвей, четыре или пять станций пересадки и необходимое количество станций высадки и подсадки. Вдоль трассы МГКД в необходимых местах планируется строительство радиальных канатных гондольных и кресельных дорог, охватывающих перспективные горнолыжные склоны региона.
Когда проект создавался, в 2008 году, он оценивался примерно в один миллиард долларов, а его окупаемость за счет круглогодичной работы — в срок менее пяти лет. Сейчас ценовые параметры, конечно, изменились. Детальной сметы на сегодня у авторов нет, так как нет конкретного интересанта проектом. Но в том, что сроки окупаемости не изменились принципиально, авторы «Озерного транзита» не сомневаются.