АВТОРСКАЯ КОЛОНКА МУРАТБЕКА МАКУЛБЕКОВА ИСТОРИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ КАЗАХСТАНА: Рождение суверенного государства и выбор пути
В этом году мы отмечаем 25-летие Независимости Республики Казахстан и, в рамках празднования этого славного юбилея, по всей стране проводится большая работа по пропаганде национальной идеологии и воспитанию казахстанского патриотизма, популяризации и распространению историко-культурного наследия народа Казахстана, в том числе и сведений о новейшей истории нашего государства.
Общепризнанная роль Первого Президента РК — Лидера нации Нурсултана Абишевича Назарбаева в становлении новой казахской государственности делает особенно интересными восприятие и оценку событий прошедшей четверти века именно с точки зрения Главы государства, в контексте его стратегического видения перспектив развития страны, верность которого неоднократно подтверждена самой жизнью.
Международное информационное агентство «Казинформ» публикует серию статей для ознакомления читателей с основным содержанием ряда книг Первого Президента РК — Лидера нации Нурсултана Абишевича Назарбаева, написанных в разные периоды становления нашего государства, а также книг, написанных о Главе государства другими авторами.
***
Книга Главы государства «Казахстанский путь» рассказывает о самых трудных и ярких моментах в новейшей истории Казахстана. Каждая из девяти глав раскрывает знаковые шаги на пути становления молодого независимого государства. Книга задумана как обращение Президента к молодежи страны.
***
Уже в предисловии Президент подчеркивает, что эта книга — обращение к будущим лидерам Казахстана.
«Желание написать такую книгу возникло давно. За прошедшие годы у меня накопились многочисленные выступления и просто записи идей, о которых я говорил на встречах и лекциях с одаренной молодежью, студентами университетов, стипендиатами программы «Болашак» и выпускниками высших школ. И каждый раз, глядя им в глаза, такие молодые, полные задора и поиска, я понимал, что нашей молодежи очень часто не хватает реальных фактов и объективного анализа событий прошлых лет — того, как все начиналось, как протекали все перемены, в чем заключалась основная логика тех или иных решений, принимаемых в столь трудное для страны время. Вот поэтому я хочу рассказать о том, каким трудным и мучительным был каждый шаг на пути к этому успеху. Моя книга, описывая события прошедших лет, обращена в будущее, а не в прошлое. Я верю, что она станет настольной книгой будущих лидеров Казахстана. Будущие лидеры нашей страны — сегодняшние студенты и школьники, — должны знать каждый «кирпичик», что был заложен в основание Казахстана. Мне хотелось бы, чтобы они почувствовали величину и тяжесть ответственности при принятии решений на каждом из этапов становления нашего государства, когда самые непопулярные задачи решались методом принуждения, концентрированным проявлением воли, выбросом огромной жизненной энергии.
Я не устану повторять, что вы, сегодняшняя молодежь, — особенное поколение. Вы рождены и взрослеете уже в независимом Казахстане. Время вашей юности — время подъема и расцвета нашей страны. И вы впитали этот дух достижений и стремления к успеху. Именно вашими судьбами определится судьба нашей страны», — этими словами Глава государства начинает свой труд, который, по его замыслу, должен стать настольной книгой для будущих лидеров страны, для всей казахстанской молодежи.
Президент подчеркивает, что эта книга о том, как Казахстан освободился от прошлого, как пришел к своему настоящему, и о том, что этот путь был очень непростым.
В главе первой — «Стратегия независимости» Н.Назарбаев сравнивает период, предшествовавший рождению суверенного Казахстана, с состоянием клинической смерти, которую переживал Союз Советских Социалистических Республик.
«Государственный организм был в коме, парализованный экономическим и политическим кризисами, в то время как общественный мозг «просматривал» краткий курс истории без прикрас, а социальное сознание трясло судорожной реакцией на этот тяжелый процесс. Начиная с апрельского пленума ЦК КПСС 1985 года, когда фактически стартовала «перестройка», и вплоть до своего окончательного распада, страна погрузилась в осмысление самых сложных лабиринтов своей истории. Оживали образы миллионов репрессированных, воскресали лики уничтоженной тоталитарной машиной интеллигенции, к большим и малым народам начала возвращаться память о своей исконной истории.
Зачастую в разных регионах бывшего СССР эти процессы сопровождались всплеском национальных конфликтов, бурей политических баталий и вооруженных столкновений. «Болезнь» была так запущена, что до сих пор некоторые регионы бывшего СССР не могут выбраться из этого тяжелого состояния, фигурируя в сводках тревожных новостей в качестве «горячих точек» планеты. В этой связи мне вспоминается совместная пресс-конференция с Президентом Грузии Михаилом Саакашвили в ходе его первого официального визита в Казахстан в марте 2005 года. Тогда он, отвечая на вопрос одного из журналистов, сравнил свою страну на пятнадцатом году ее независимости с пациентом в «состоянии реанимации после комы». Примерно в таком же положении находятся экономики ряда других стран СНГ. Это говорит о том, что мы опередили их на 11-12 лет», — пишет Президент.
Далее автор рассуждает о том, что ни одна страна мира в период становления не избежала кризисных явлений, затрагивающих, прежде всего, экономические основы государства.
«Великие депрессии и спады пережили Америка, Франция, Англия, Турция, Германия, Индия и другие страны. Разной была лишь сила потрясений. Некоторые страны, например, так называемые «тигры» Юго-Восточной Азии, все «рифы» становления рынка прошли через этапы внутриполитической нестабильности, земельные реформы и финансовые кризисы. В отдельных странах не обошлось без переворотов и гражданских войн, как это было в Латинской Америке и происходит сейчас в некоторых регионах планеты. Пройдя через все эти трудности, одни государства сумели укрепить свою экономику и стать примером для подражания в мировой хозяйственной структуре. Другим повезло в меньшей степени, и они до сих пор не могут выйти из непреодолимой цепи междоусобиц, нестабильности, экономической депрессии, растущего и столь обременительного внешнего долга», — отмечает Н.Назарбаев.
Президент также указывает на то, что у каждого государства были различные стартовые условия, которые объективно влияют на результаты реформ и конечные итоги. Но не всегда определяющими являются объективные причины — очень многое зависит и от субъективных качеств руководителей этих стран.
«Именно поэтому, приступая к строительству нашего государства, я стал интересоваться биографиями отцов-основателей многих государств, пытаясь узнать причины тех успехов и неудач, через которые они прошли. Примеров личностей, сыгравших выдающуюся историческую роль в истории своих стран, много. Это первый Президент Турции Кемаль Ататюрк, 31-й американский Президент Франклин Делано Рузвельт, «отец китайских реформ» Дэн Сяопин, экс-Премьер-министр Малайзии Махатхир Мохаммад — и этот ряд можно продолжать и продолжать.
Но особенно я выделил двух выдающихся деятелей, являющихся основателями государств и ставших в чем-то личным примером для меня. Это Президент Франции Шарль де Голль, уже ушедший из жизни, а также поныне здравствующий Ли Куан Ю, отец-основатель Сингапура», — опыт именно этих руководителей больше всего интересовал Главу государства в самые первые годы независимости.
Анализируя историю ряда государств, Н.Назарбаев приходит к выводу о том, что на этапе становления государства, в трудные периоды не следует увлекаться демократическими реформами и не следует прибегать к готовым рецептам: «Не было одного уникального решения или какого-то единого алгоритма для подобного «перехода». Наверное, и не может быть такой общей модели трансформации. Так или иначе, нам нужно было самим искать свой путь. Казахстанский путь».
Президент задавался вопросом: как беднейшим странам Юго-Восточной Азии удалось выкарабкаться из нищеты в течение 30 лет и стать процветающими индустриальными государствами?
«Первыми были Корея, Тайвань и Сингапур, а затем к ним присоединились Малайзия, Индонезия и Таиланд. В то время, когда с космодрома Байконур в космос отправлялись советские космонавты, эти страны только заканчивали свои земельные реформы, а неграмотные крестьяне заполняли будущие мегаполисы. Более того, многие из этих стран начинали свое развитие на основе системы, где государство прямо определяло экономические ориентиры и повседневно вмешивалось в экономическую жизнь страны.
Казалось, на каком-то этапе своего развития правительства этих стран вовремя сумели оградить себя от тотального планирования и дать больше возможностей частной инициативе. Государство использовало свои методы не для ограничения рынка, а для его стимулирования и форсированного развития. Впоследствии, азиатский метод государственного регулирования, практикуемый в этих странах, получил признание во всем мире под названием «модель регулируемого рынка».
Для нас же при построении рыночной модели экономики Казахстана вопрос состоял не только в том, чтобы создать пакет разумных экономических мер, но и в последовательном их осуществлении посредством политической воли и укрепления суверенитета», — вспоминает Президент.
Первым опытом среднесрочного планирования в нашей стране стала разработанная в начале 1992 года «Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства». Это был первый трехлетний общегосударственный план. Требовалось решить целый ряд первостепенных задач. В первую очередь, необходимо было состояться, как государство — это означало, что надо было создать государственные институты власти, добиться признания на международной арене, вступить в различные международные организации. Этот план выполнил свое предназначение, являясь в большей мере стратегией выживания — именно она определила будущее страны.
Вот слова из этой Стратегии: «Без четкой цели не могут существовать ни человек, ни властные структуры, ни общество. Людей, живущих без осознанного идеала, высокой мечты, неизбежно захватывает стихия мелких, обывательских интересов, сиюминутной материальной выгоды. И, как следствие, наступает общественная деградация. Вот почему столь необходима сегодня четкая и конкретная концепция развития казахстанского общества, дающая каждому возможность увидеть азимуты нашего движения, обрести уверенность в предсказуемости событий, в достижении конечного результата».
Стратегия разъясняла, что Казахстан в современных границах исторически был территорией этнического расселения племен, составивших позднее казахскую нацию и контролировавших всю территорию современного Казахстана. Документ официально заявлял, что независимое государство в своем нынешнем виде — не чей-то подарок казахам, а наша историческая родина, исконно казахская земля. Этим были даны четкие ориентиры народу, и также был дан ясный сигнал, что власть будет использовать все конституционные средства для обеспечения унитарной целостности государства, единства и нерушимости его территории.
«Стратегической целью было определено развитие суверенного государства с сильной президентской властью. Молодой республике требовалось очертить четкие контуры государственности. Учитывая опасность потери времени и дальнейшего углубления кризиса, президентская власть позволяла нам сконцентрироваться на решении неотложных проблем и проведении первостепенных реформ в сжатые сроки, не отвлекаясь на уговоры и поиски компромиссов-полумер. В тот период были созданы новые министерства, нацеленные на решение основополагающих задач. Также впервые в истории независимого Казахстана были созданы такие государственные институты, как Вооруженные силы, дипломатическая и таможенная службы. Были приняты меры по укреплению и определению государственной границы. Все это требовало крупных финансовых ресурсов и решительных действий.
С этим документом мы сделали первые и, пожалуй, самые сложные шаги по изменению отношений собственности, преодолевая консерватизм устоявшейся хозяйственной практики и инерцию мышления, как отдельных руководителей, так и населения в целом», — отмечает Н.Назарбаев.
Эта Стратегия провозглашала два основных экономических принципа — формирование социальной рыночной экономики, основанной на конкурентных началах, и создание правовых и других условий для реализации принципа экономического самоопределения человека. Было официально заявлено о сокращении, в перспективе, доли государственной собственности до 30-40%. Для достижения поставленных экономических целей предполагалось использование косвенных методов регулирования экономики при реализации соответствующих бюджетной, налоговой, денежно-кредитной и социальной политик.
Ключевым идейным моментом Стратегии было такое понятие, как «благосостояние для всех». Эту идею в свое время предложил известный немецкий экономист, министр экономики, а позднее и канцлер ФРГ Людвиг Эрхард, которого называют «патриархом» рыночных реформ Германии. Благодаря этим реформам в оборот вошло понятие «германское экономическое чудо».
Казахстан объявил, что будет добиваться благосостояния для всех путем обеспечения каждому желающему предпринимательской свободы и возможности приложения сил в любой выбранной сфере деятельности. В таких условиях более способные, трудолюбивые и предприимчивые люди будут достигать более высокого социального статуса в обществе. Одновременно государство обещало повышение трудовых доходов, пенсий и пособий по мере роста и стабилизации экономики, ее интеграции в мировое сообщество — и это обещание выполнено.
«В конце 1992 года мало кто верил моим заявлениям, что эта Стратегия — лишь начало большого пути. В самый разгар кризиса Стратегия определила ориентиры для формирования нормального демократического общества с многоукладной рыночной экономикой, открывающей каждому человеку равные возможности самостоятельного выбора и экономического самоопределения в реализации своих экономических, социальных и политических интересов. Мы стремились создать общество, где будут верховенствовать закон, воля народа и здравый смысл. Общество, где предприимчивые и умные люди станут состоятельными и успешными гражданами.
Несмотря на трудности, встретившиеся нам, как в политической, так и в других сферах, на протяжении первых трех лет (1992-1994 годы) Правительство пыталось либерализовать экономику, создать законодательную и институциональную базы рыночных отношений, наполнить рынок потребительскими товарами. Осуществляемая либерализация экономики выявила множество проблем, которые оказали влияние на сокращение производственного и экономического потенциала страны. Это было связано с техническим отставанием экономики и неконкурентоспособностью многих товаров и услуг, отсутствием институтов государственности и рынка, законодательной базы, финансовых и кадровых ресурсов.
В этот период было большое количество критических, резких, порой доходящих до абсурда, мнений и суждений со стороны многих зарубежных СМИ, направленных в адрес Казахстана и его руководства. В этих заявлениях остро ставились вопросы о целесообразности ведения реформ в Казахстане, возможности пересмотра границ и прочее. Американские политологи во главе с З. Бжезинским опасались страшных внутренних межэтнических потрясений — в виду многонационального состава республики или поглощения нас такими странами, как Россия, Китай, мусульманские государства.
Для примера достаточно привести выдержки из книги З.Бжезинского «Великая шахматная доска»: «Неизбежным становится то, что не только представители элиты, но вскоре и простые люди в этих республиках будут становиться все более и более националистически настроенными и, по всей видимости, будут все в большей степени придерживаться мусульманской ориентации. В Казахстане, обширной стране, располагающей огромными запасами природных ресурсов, но с населением почти в 20 млн. человек, распределенным примерно поровну между казахами и славянами, лингвистические и национальные трения, по-видимому, имеют тенденцию к усилению».
История показала, что все эти «предсказания» не сбылись. Более того, спустя десять лет после провозглашения независимости во многих сферах Казахстан стал лидером на постсоветском пространстве. Главными достижениями первого этапа реформ в экономической сфере стали сохранение стабильной социально-политической обстановки в стране, успешное введение национальной валюты, вступление в международные финансовые институты и окончательный отход от принципов административно-командной экономики и, как следствие, признание Казахстана международным сообществом», — подводит итог Н.Назарбаев.
Но не только национализм угрожал стабильности государства. Президент вспоминает, что тогда в массовом сознании царила неразбериха. Была сильна социалистическая идея. Был традиционализм. Были либеральные идеи. Президент, анализируя сложившуюся ситуацию, пришел к выводу, что не все готовые варианты развития общества, апробированные многими странами, подходят Казахстану. С социалистической идеей ситуация была более или менее ясной. Сложнее было с традиционализмом — несмотря на то, что традиционализм очень важен для сохранения нации в сфере культуры, он не является выходом в политике.
Н.Назарбаеву пришлось доказывать, что для Казахстана категорически не приемлема политическая идеология традиционного типа, которая основана на оживлении архаических форм общественного устройства, родоплеменной психологии — уже тогда была понятна вся опасность разных трайбалистских взглядов и дискуссий. Вся политика Главы государства после обретения независимости жестко направлена на пресечение трайбалистских настроений.
Еще сложнее было с либеральной идеей. В начале 1990-х годов либеральная идея казалась многим представителям элиты панацеей от всех болезней.
«Мне, как государственному деятелю нельзя было быть столь легковерным. Да, либеральная идея — один из наиболее ярких и зримых вкладов Запада в мировую политическую теорию и практику, да, она стала доминирующей политической идеологией в целых регионах планеты. Однако уже тогда было ясно, что при механическом переносе западной либеральной идеологии в Казахстан ее проводники столкнутся с таким явлением, как культура — в широком, в том числе и политическом смысле. Нельзя мгновенно изменить ее характер и идеалы. Необходимо постепенно, цивилизованным способом, на основе реальных реформ преобразовывать тип политической культуры.
Напомню, что сказано все это в уже далеком 1993 году. Можно не менять ни одного слова и сегодня в этой характеристике. И столь же четко была предложена система наших ориентиров. Это была сжатая программа. Четыре направления в политической и экономической сфере, четыре направления в сфере идейной консолидации. Я не менял ориентиров, провозглашенных тогда. Судите сами. Первое. Ставилась задача перейти от формально-правовой к реальной независимости. Второе. Стратегическим направлением на этом этапе выбиралось укрепление государственности. У нас ведь только появились атрибуты государственности. Третье. Был выбран курс на системные и полномасштабные экономические реформы. Четвертое. Прагматизм в выборе внешнеэкономических партнеров и прагматическая внешняя политика в целом.
Идеологический же срез включал в себя такие четыре пласта. Во-первых, межнациональное согласие. Мы блестяще реализовали эту идею в последующие годы. Во-вторых, внутринациональное единство. Нам удалось избежать раскола самих казахов по жузам и родам, регионам и другим территориальным единицам. Для многих стран, как мы видим сегодня, это остается не просто актуальной, но и даже жесткой политической проблемой. В-третьих, была провозглашена идеология модернизации казахстанского общества. Создание институтов гражданского общества, многопартийности, свободных средств массовой информации, неправительственных организаций — все это входило в систему модернизационной идеологии. Наконец, мы правильно оценили потенциал религиозных движений и четко постулировали необходимость религиозной терпимости и свободы вероисповедания. Все эти положения прошли проверку временем», — заключает Президент.
В этой главе приведена цитата из выступления Главы государства «Успех реформ зависит от активного участия в них регионов»: «Первое, что необходимо подчеркнуть: Казахстан состоялся, как независимое суверенное государство, обрел, образно говоря, свое место на политической карте мира; Второе. С принятием в августе 1995 года новой Конституции заложен фундамент государственного устройства страны. И тем самым завершен первый этап государственного строительства; Третье. Решая вопросы усиления и укрепления государственности, мы придавали и придаем важнейшее значение углублению межнационального согласия, политической стабильности, развитию демократических процессов, становлению новых политических институтов. В стране изначально отдан приоритет гражданским правам и свободам человека; Четвертое. Период бурного, хаотического и во многом кризисного процесса в экономике, связанного с осуществлением реформ и достижением экономической самостоятельности, завершается. Он все более входит в осмысленное и управляемое русло, позволяет действовать по четко разработанным программам и планам, т.е. дает возможность не отставать от событий, а прогнозировать их развитие; И, наконец, пятое. Нам удалось вплотную приступить к решению социальных проблем. Мы начали поднимать размер пенсий, рассчитались с долгами перед пенсионерами, начался рост заработной платы в бюджетной сфере. Стали оказывать реальную поддержку селу».
Таковы были первые итоги реализации первого стратегического плана в суверенном Казахстане.
В 1995 году Глава государства принял решение о разработке долгосрочной Стратегии «Казахстан-2030». Выбор именно такого срока планирования в тридцать лет был обусловлен двумя главными факторами. Во-первых, тридцать лет представляют собой период активной жизни одного поколения. Во-вторых, по оценкам запасов нефти и вероятности введения альтернативных источников энергии у Казахстана имелся задел также протяженностью в 30-40 лет. Например, контракт с «Шевроном», ставший ориентиром для других нефтяных компаний, был подписан сроком на 40 лет.
«Стратегия Казахстан-2030» делилась на четыре этапа: 1997- 2000 годы — подготовительный этап, 2000-2010 годы — первый этап, 2010-2020 годы — второй этап и 2020-2030 годы — третий этап, по завершению которого Казахстан должен был войти в разряд развитых стран. Стратегия предполагала три сценария развития страны в зависимости от запасов и цен на энергоносители: оптимистический, базовый и пессимистический. Нужно сказать, что в последующие годы уровень цен на нефть превысил даже показатели оптимистического сценария Стратегии, который ориентировался на уровень около 18 долларов США за баррель. Для сравнения, в 2000 году цена на нефть составила уже 28,2 доллара США, а на 2006 год средняя стоимость одного барреля нефти сложилась на уровне 60 долларов США.
А теперь мы можем вспомнить, как в декабре 2012 года Президент, обращаясь к народу Казахстана с очередным Посланием, заявил: «В Стратегии «Казахстан-2030» мы запланировали успех нашей страны. Мы последовательно и упорно продвигались к поставленным целям. Даже в пик глобального кризиса 2008-2009 годов национальная экономика продолжала расти. И сегодня для меня большая честь подвести итоги реализации Стратегии-2030, которую по целому ряду параметров нам удалось выполнить досрочно».
Безусловно, успешная и досрочная реализация Стратегии «Казахстан-2030» стала возможной благодаря изначально верно определенным ориентирам, твердой и взвешенной политике Президента Н.Назарбаева, сплоченности народа вокруг своего Лидера.
Теперь у нас Стратегия «Казахстан-2050» — новый политический курс для нового Казахстана в быстро меняющихся исторических условиях. В новой Стратегии поставлена цель — к 2050 году войти в число 30 самых развитых государств мира. Все достижения нашей страны за 25 лет суверенного развития подтверждают правильность казахстанской модели развития, которая положена в основу нового политического курса.
Во второй главе книги «Казахстанский путь» рассказывается об истории разработки Конституции 1995 года.
«Сегодня наша страна живёт по Конституции 1995 года. С ее принятием Казахстан окончательно утвердился в выборе пути своего дальнейшего развития. Этот Основной Закон, принятый на всенародном референдуме, стал, по сути, общественным договором, в соответствии с которым власть взяла на себя обязательства по утверждению Казахстана демократическим, светским, правовым и социальным государством, а граждане принимали ответственность за соблюдение Конституции и законов страны. Такие взаимные обязательства создают прочную основу для дальнейшего успешного развития общества и государства и позволяют нам уверенно смотреть в будущее», — подчеркивает Президент.
Далее идут главы под названиями: «Битва за Каспий и нефтяной бум»; «Тенге — символ нашей независимости»; «От государственной собственности к частной»; «Национальная финансовая система»; «Эволюция земельного вопроса»; «Казахстан — дорога к звездам»; «Новая столица новой эпохи».
Не ставя целью пересказывать содержание всей книги, хотелось бы остановиться на последней главе, в которой рассказывается о том, как и почему было принято решение о переносе столицы — ведь скоро мы в очередной раз отметим День столицы, который стал одним из больших и важных праздников для всех казахстанцев.
«Подробно основание и становление нашей молодой столицы описаны в моей книге «Сердце Евразии», а здесь я хотел дать саму историю принятия решения о переносе в контексте того, какую роль играет новая столица в становлении независимого Казахстана. На новом этапе развития страны новая столица должна была стать не только главным городом страны, объединяющим казахстанскую нацию. Столица должна была обеспечить бурную экономическую активность и стать в перспективе одним из экономических мегаполисов Евразии. Исходя из этих факторов, мы должны были определить местонахождение столицы в центре транспортных артерий. Недалеко должна быть расположена промышленность, и в наличии должны быть соответствующие квалифицированные кадры. Всеми данными параметрами и признаками, пригодными для столицы, обладала Акмола.
Не раз приходилось слышать о том, что здесь, в степи, практически невозможно построить современный город, что подъем этого края начался только в советский период с освоения целинных и залежных земель. Однако территория современной Астаны была обжита во все времена. Если внимательно перечитать древних и современных исследователей, нетрудно убедиться, что акмолинские степи всегда были контактной территорией, где взаимодействовали разные этносы и культуры. Еще в середине первого тысячелетия до нашей эры через эти просторы пролегал так называемый Степной путь, упоминаемый древнегреческим историком Геродотом. В 1998 году археологами было обнаружено средневековое городское поселение Бозок в пяти километрах от Астаны. Именно через территорию нынешней Астаны проходил в XVI веке караванный путь Сибирь — Средняя Азия. Бозок был столицей Кипчакского ханства.
Вторая эпоха подъема в истории Акмолы связана с советским периодом. Благодаря выгодному географическому положению, в годы Советской власти в Акмоле были построены железнодорожные магистрали, способствовавшие подключению города к железнодорожной магистрали Союза и активному вовлечению в транспортные потоки. Это, в свою очередь, привело к широкому развитию различных областей промышленности и превратило Акмолу в крупнейший транспортный узел», — пишет автор книги и главный архитектор новой столицы Казахстана.
Президенту пришлось убеждать и переубеждать многих, в том числе ближайших соратников в необходимости переноса столицы.
По поручению Главы государства было проведено обстоятельное изучение всей территории республики с целью определения оптимального месторасположения новой столицы государства. Столица должна была соответствовать 32 критериям. Среди этих критериев наиболее важными являлись: социально-экономические показатели, климат, ландшафт, сейсмоусловия, окружающая среда, наличие и перспективы развития инженерной и транспортной инфраструктур, коммуникаций, строительный комплекс и трудовые ресурсы. Проведенный анализ показал, что из всех вариантов наиболее предпочтительным является Акмола. И важное решение было принято, а строительство новой столицы на базе небольшого провинциального центра стало одной из славных страниц истории независимого Казахстана.
Книга является не просто воспоминаниями государственного деятеля, но и превосходным очерком очень важной и очень трудной части нашей истории, описывающим самый главный выбор на первоначально этапе становления государства — ВЫБОР ПУТИ.
Автор: Мейрамбек Байгарин