Люди стали чаще занимать и реже отдавать. Это серьёзная проблема, так как кризис банковских неплатежей может стать новым вызовом для экономики Казахстана. Денис Кривошеев в авторской колонке «Светлая полоса» — о частых и частных дефолтах.
ДЕНИС КРИВОШЕЕВ – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ОБОЗРЕВАТЕЛЬ: «О проблеме начали говорить ещё в 2017 году, когда казахстанские банки изменили свои приоритеты и вместо кредитования бизнеса ушли в розницу – рисковый, но доходный сектор. Сегодня Казахстан у опасной черты, и даже усилия государства облегчить долговое бремя лишь оттянули наступление неизбежного».
ДЕНИС КРИВОШЕЕВ – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ОБОЗРЕВАТЕЛЬ: «Второй звонок прозвучал в 2019 году, когда председатель Счётного комитета Наталья Годунова обратила внимание на темпы роста потребительского кредитования. Он опережал рост номинальных доходов населения почти на 15%. Акцент был сделан на том, что закредитованность создаёт предпосылки для социальных проблем».
Население тратит быстрее, чем зарабатывает, проедая свои будущие доходы. Пандемия и замедление экономики лишь обострили ситуацию. На начало года, по данным Первого кредитного бюро, потребительские кредиты имели почти 10 млн человек на общую сумму 14,5 трлн тенге.
ДЕНИС КРИВОШЕЕВ – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ОБОЗРЕВАТЕЛЬ: «При этом официальная статистика никогда не отражала реальное положение дел, так как не учитывала ненаблюдаемый сектор — ломбарды, МКО, частники, дающие в рост. Официальная статистика проблемы не наблюдает. Согласно данным Нацбанка, доля неработающих займов с просрочкой платежей свыше 90 дней не превышает 5,5%, но в этом кажущемся благодушии и скрывается проблема».
Потребительские кредиты имеют короткие сроки списания, их выводят за баланс и продают коллекторам. Показатели хоть и обнадёживающие, но не точные. По данным Первого кредитного бюро, на 1 января на просрочке находились более 2 млн человек. Таким образом, за последние два года реальное количество людей выросло на 458 000 человек, это почти на треть. При этом общая ссудная задолженность по беззалоговым потребительским кредитам выросла на 39%. Таким образом, каждый шестой гражданин Казахстана имеет проблемы с банками, подпортил себе кредитную историю и оказался в «долговой яме». Все они — потенциальные клиенты ломбардов и «чёрного» рынка. Ведь богаче заёмщик не стал, и долги возвращать нужно.
ДЕНИС КРИВОШЕЕВ – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ОБОЗРЕВАТЕЛЬ: «Если говорить о причинах, то они не только в низких доходах и росте цен, но и в привычках потребления, плюс рост патерналистских настроений. Занимая, мало кто думает, как будет отдавать, особенно после решения президента Токаева о списании части кредитов. Многие надеются на продолжение. Но бесконечно списывать кредиты нельзя. Что делать? Один из методов — ускорить введение института банкротства физических лиц, ещё возможно разработать механизмы по рефинансированию и снижению процентных ставок по потребительским кредитам для социально-уязвимых слоёв населения, попавшим в трудное положение. Но самый лучший — жить по средствам».
newstaraz.kz