Очень сильно значение слова «ұят» — эксперты о случаях с брошенными младенцами
Психолог и социологи рассказали о причинах вопиющих инцидентов.
Животный страх и издержки воспитания — одни из основных причин, которые толкают девушек на избавление от своих новорожденных детей, считают опрошенные Today.kz психолог и социологи. Поводом к беседе послужили последние громкие случаи: 3 января в Жамбылской области 21-летняя девушка выбросила младенца в выгребную яму; спустя десять дней в этом же регионе на трассе был выброшен новорожденный сразу после появления на свет; 17 января на автодороге в Мангистауской области была найдена коробка с телом ребенка внутри.
Страх перед осуждением делает из людей зверей
«Только в момент уже пребывания в безопасности девушки начинают осознавать, что они сделали. И с этим чувством вины живут потом всю жизнь. Но некоторые, если попадают в безопасность, способны забыть и не сожалеть. Как правило, это женщины, которые живут в условиях насилия», — делится специалист.
Сила слова «ұят»
Главная сила, которая движет молодыми материями, — стыд, или как принято говорить «ұят». Пуританская мораль, как утверждают социологи, способна толкнуть девушек на самые отчаянные поступки, если они не находят поддержки в семье.
«Юг есть юг. Там очень силен традиционный менталитет, который в современных реалиях выглядит устаревшим, — комментирует случаи в Жамбылской области президент Общественного фонда «Аман-саулык» Бахыт Туменова. — Там до сих пор очень сильно значение слова «ұят»: бросить ребенка не стыдно, стыдно — незамужней девушке принести ребенка в дом. Время диктует новые правила. Нам нужно быть гибче, а не придерживаться насмерть старых принципов — в результате страдают наши дети».
Бахыт Туменову поддерживает другая общественница — Марианна Гурина. По ее мнению, отсутствие тесных отношений между родителями и детьми при сохранении жестких табу усугубляет ситуацию.
«В этом есть какие-то корни извращенного воспитания. Какой-то молодой человек в соцсети написал: «Проблема наша в аташках и апашках — что они скажут». Согласна, конечно, страх. Когда нет контакта с родителями, когда ты не можешь ни с кем поделиться, с тобой это происходит. Чаще всего девочки находятся в совершенно отчаянном положении, они боятся реакции родных и близких, осуждения. Многие боятся, что не смогут прокормить детей. Случай с мамой, выбросившей ребенка в туалете, в том числе говорит об этом, она мать-одиночка», — говорит президент фонда «Ұлағатты жанұя« Марианна Гурина.
«Если раньше, провожая девушку замуж, говорили, что она теперь гостья в отчем доме, то сегодня нужно говорить: какая бы беда ни случилась, это твой отчий дом, который примет тебя в любой ситуации. С детства нужно обучать, что хорошо, что плохо. Но вместе с тем нужно проникаться и принимать своих детей со всеми их проблемами», — добавляет Бахыт Туменова.
Непросвещенность подростков и моральное обнищание общества
Ранняя половая жизнь среди молодежи — свершившийся факт, утверждает врач и социолог Бахыт Туменова. Детей с 12 лет нужно учить основам сексуального воспитания, считает она. Исследования показали: 10 процентов опрошенных детей приобретают первый сексуальный опыт в 14 лет, 21 процент девочек в возрасте 15-17 лет ведут половой образ жизни; большая часть из них не пользуется контрацептивами, что заканчивается нежелательной беременностью.
«Второе – это правовое обучение. Дети должны знать об уголовной ответственности за связь с несовершеннолетними и наказании за избавление от ребенка. Этого сейчас не хватает. Сколько девочек с ранней беременностью! Это ужасно, с этим нужно что-то делать. Нужно начинать хотя бы с доступности контрацептивов в тех же самых студенческих общежитиях», — считает Бахыт Туменова.
«Я за то, чтобы подростки были просвещенными. Но важно, я считаю, говорить не о сексе, а о любви. Сейчас вся система духовного воспитания школьников ужалась до нескольких часов. Раньше мы на примерах поступков литературных героинь поднимали важные и вечные проблемы и женщин, и общества в целом. Сегодня наблюдается всеобщее развращение и вседозволенность. Молодые люди не осознают ответственности, потому что их к этому не привели родители», — говорит Гурина.
Она также обращает внимание на отсутствие социальных механизмов адаптации несовершеннолетних матерей и матерей-одиночек. Для создания необходимой инфраструктуры необходим закон, говорит правозащитник.
«Если девочка захотела бы куда-то пойти и обратиться за помощью, то идти ей некуда. Это факт. Организация по опеке и попечительству в Алматы состоит из трех человек. У нас нет той службы, куда девушки могли бы позвонить и получить информацию, психологическую поддержку. Во-вторых, на случай, если она все же решит отказаться от ребенка и ей важно сохранить анонимность, должна быть служба, которая нашла бы семью для усыновления и юридически грамотно оформила бы факт. За границей это давно практикуется. Приемная семья не просто ждет рождения ребенка, она помогает девочке во время беременности. Проблема не в деньгах и не в людях, просто закона такого нет», — отмечает Марианна Гурина.
newstaraz.kz