Политологи прокомментировали слова Назарбаева о распределении полномочий власти
Выступая на торжественном собрании, посвященном 25-летию Независимости Казахстана, Нурсултан Назарбаев поручил рассмотреть вопрос перераспределения власти между Президентом, правительством и Парламентом. Казахстанские политологи прокомментировали для Tenginews.kz заявление Главы государства.
Оглядываясь на историю республики, политолог Данияр Ашимбаев подметил, что перераспределения полномочий происходили в стране регулярно и этот процесс имеет постоянный характер. Так, в действовавшую в Казахстане до 1993 года Конституцию, по словам Ашимбаева, поправки вносились чуть ли не ежемесячно. Следующая Конституция 1993 года продержалась всего два года, а в Конституцию 1995 года поправки вносились уже трижды или четырежды. При этом создавались и упразднялись различные министерства, комитеты, агентства, ведомства и так далее. Иными словами, как выразился политолог, полномочия «гуляли туда-сюда» и это продолжается до сих пор.
«Даже сейчас идет большая работа над очередной реорганизацией правительства. Недавно обсуждалось возможное создание Министерства иностранных дел и торговли, вопросы о передаче сферы туризма ведению Министерства культуры, миграцию в ведение МВД. Текущее объявление об очередном распределении полномочий не является экстраординарным. Такой процесс идет постоянно, он шел и будет идти», — высказал мнение Ашимбаев.
При этом политолог, рассуждая о распределении полномочий в Казахстане, полагает, что на резкое сокращение своих полномочий Президент не пойдет.
«Давно ходил разговор, что Нурсултан Назарбаев отменит всенародные выборы с тем, чтобы Президента выбирал Парламент. А также о новой модели для поэтапной смены политической системы и руководства страны. На самом деле Глава государства никогда не променяет легитимность от всего народа на легитимность, полученную от нескольких десятков депутатов», — уверен политолог.
Задел для реформ есть достаточно большой, отмечает Ашимбаев. К примеру, может быть расширен контроль за полномочиями Парламента, правительства и акиматов, которые во многом действуют бесконтрольно.
«Это самое уязвимое место в нашей политической системе. Мы видим по отчетам Счетного комитета, что с каждым годом нарушений и злоупотреблений фиксируется все больше, но никаких мер практически не предпринимается. Повышение внутреннего контроля в политической системе является наиболее важной задачей. Если будет рассматриваться именно этот вопрос — это плюс. Все остальное глобального значения иметь не будет», — заключил политолог.
В свою очередь политолог Эдуард Полетаев отметил, что разговор о перераспределении полномочий ведется уже десять лет, фактически со времен конституционной реформы 2007 года. Поэтому точно нельзя сказать, что в декабре 2016 года возникла какая-то резкая необходимость в изменениях. Так как система исполнительной власти в РК включает в себя достаточно много человек, получающих неплохие бонусы и зарплаты, то, как замечает Полетаев, вопрос распределения полномочий остается актуальным всегда.
«Назарбаев уже подчеркнул, что республика сохранит президентскую форму правления. Нужно просто посмотреть, какие полномочия могут быть переданы Парламенту либо премьер-министру. Это весьма дискуссионный вопрос. Вполне возможно, не Президент будет акимов областей или городов республиканского значения назначать, а это будет делаться с подачи Парламента. Возможны изменения в отношении судов и судей. Сейчас Президент назначает на должности и председателя, и председателя коллегии. Нужно посмотреть, чем можно поступиться, чтобы государство продолжало эффективно действовать», — высказался политолог.
Он также предположил, что вряд ли конституционная реформа начнется после Нового года. Вполне возможно, это вопрос второй половины 2017 года. Однако дискуссия задана, и какие-то изменения произойдут.