Ценовой сговор хлебопеков выявили в Таразе
Об актуальных вопросах в области защиты конкуренции в интервью корреспонденту МИА «Казинформ» рассказал заместитель руководителя департамента Комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Министерства национальной экономики РК по Жамбылской области Жандос Азимов.
— С 20 августа этого года цена социального хлеба в Таразе поднялась на 10 тенге и составила 65 тенге за булку. Какие меры принимаются департаментом по недопущению необоснованного роста цен?
— Действия департамента направлены на установление и поддержание цен на хлеб формовой из муки 1 сорта. Проведено расследование нарушений законодательства в области защиты конкуренции в отношении индивидуальных предпринимателей «Л. Мустафаева», «В. Ким», «А. Козин», «Тараз нан» Б. Ниязов на предмет их антиконкурентных согласованных действий как субъектов товарного рынка. В ходе расследования установлено, что со стороны этих субъектов предпринимательства имеются согласованные действия, выразившиеся в повышении отпускной цены до 55 тенге на хлеб формовой из муки первого сорта. Это было сделано синхронно с 20 августа 2016 года при отсутствии каких-либо обстоятельств, которые могли бы повлиять на установление такой цены. По результатам расследования этим предпринимателям предписано устранить нарушения законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции, с привлечением их к административной ответственности по ч. 2 ст. 159 КоАП, с конфискацией монопольного дохода.
— Поясните читателям, какие действия предпринимателей можно считать недобросовестной конкуренцией?
— Недобросовестной конкуренцией являются любые действия, направленные на достижение или предоставление неправомерных преимуществ. Это единственное нарушение антимонопольного законодательства Республики Казахстан, запрещенное на конституциональном уровне, что говорит о значении соблюдения требований добросовестной конкуренции. В качестве примера можно вспомнить установленный департаментом в этом году факт недобросовестной конкуренции в действиях ТОО из Кордайского района «Куликовский молочный продукт». Нарушение касалось неправомерного использования компанией средств индивидуализации товаров, работ, услуг, а также объектов авторского права. Товарищество «Куликовский молочный продукт» использовало чужие авторские права в своих упаковках, без приобретения соответствующей лицензии на объекты авторского права, за что компания была подвергнута административной ответственности с наложением административного штрафа.
— Могут ли обращения физических и юридических лиц являться основанием для начала расследования нарушений антимонопольного законодательства? И каков порядок их рассмотрения?
— В Предпринимательском кодексе Республики Казахстан (статья 216) обращения физических и юридических лиц, указывающие на признаки нарушения отечественного законодательства в области защиты конкуренции, определены как основание для начала расследования нарушений антимонопольного законодательства. Обращения граждан и юрлиц по возможным нарушениям антимонопольного законодательства на первоначальном этапе рассматриваются на общих основаниях в соответствии с требованиями Закона РК «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц». Для проведения расследования согласно п. 1 ст. 218 Кодекса требуется наличие фактических данных, указывающих на наличие в действиях субъекта рынка признаков нарушений антимонопольного законодательства. Обращения могут быть рассмотрены в срок от 15 дней до 2 месяцев. Если имеются фактические данные, указывающие на признаки нарушения законодательства в области защиты конкуренции, то антимонопольный орган принимает решение о начале расследования. Кроме того, основанием для начала расследования могут быть материалы от госорганов. Или же обнаружение антимонопольным органом в действиях субъекта рынка, госорганов, местных исполнительных органов признаков нарушения законодательства в области защиты конкуренции. Сообщения средств массовой информации о нарушениях законодательства в области защиты конкуренции, поступившие в антимонопольный орган, также могут стать поводом для нашего расследования, которое проводится в срок, не превышающий двух месяцев со дня издания приказа. При этом срок расследования может быть продлен антимонопольным органом, но не более чем на два месяца. То есть официально допустимый срок расследования составляет не более четырех месяцев. В то же время антимонопольный орган может рассматривать поступившие обращения на первоначальном этапе в соответствии с требованиями Закона РК «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц», в рамках которого также осуществляется сбор необходимых сведений и материалов. Это позволяет, в итоге, собирать доказательную базу и фактически расследовать в срок до шести месяцев без учета приостановлений.
— Какие индикаторы являются ключевыми при реализации государственной антимонопольной политики?
— Проведение анализа рынка является ключевым элементом при реализации государственной антимонопольной политики. Только правильно определив сам рынок и состояние конкуренции на нем, можно говорить о существовании угрозы или факта ограничения конкуренции. В статье 196 ПК РК в качестве целей проведения анализа рынка указано определение уровня конкуренции, выявление субъектов рынка, занимающих доминирующее или монопольное положение, разработка комплекса мер, направленных на защиту и развитие конкуренции, предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности. На основании статистической информации, иных форм отчетности, предоставляемых госорганами, субъектами рынка и их объединениями проводится анализ товарного рынка по методике анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке. С начала года по Жамбылской области проведено 27 таких анализов на товарных рынках. По трем анализам проведены расследования по оптовой реализации угля, по захоронению твердо-бытовых отходов и по реализации сжиженного нефтяного газа. Результаты показали, что существует высококонцентрированный и монополизированный уровень анализируемых рынков. Это, в свою очередь, свидетельствует об отсутствии конкуренции в регионе, то есть о низко развитой конкуренции. А как сказал Глава государства Нурсултан Назарбаев, «там, где нет конкуренции, спится лучше, но живется хуже».
— Спасибо за беседу.