Жители Актау жалуются на полученные травмы в общественном транспорте
Наш общественный транспорт как нельзя лучше дополняет общую и, увы, удручающую картину бесхозяйственности в Актау.
Согласитесь, было бы странно констатировать образцовую деятельность данной службы на фоне разбитых дорог и тротуаров, обветшалых домов, скудного количества зелени, переполненных мусорных контейнеров, не говоря о качестве обслуживания населения в общественных приемных, ЦОНах, поликлиниках, СОБЕСе и так далее. Список можно продолжать дальше. Город вполне заслуживает «черный пояс» в отношении сервиса. И пассажирские перевозки занимают здесь «достойное» место.
Некоторое время назад эта тема всплывала в печати: люди жаловались на неразбериху с маршрутами, на беспорядочное движение автобусов, на длительные интервалы между ними, бескультурье водителей и кондукторов. Казалось бы, по логике вещей, перевозчики должны прислушаться к критике в свой адрес и навести элементарный порядок во вверенной им транспортной структуре. Так думали наивные обыватели, надеясь, что гласность сделает свое дело: ясно же, как дважды два – четыре, что СМИ призваны выявлять и озвучивать недостатки, а виновные – отвечать за них и, естественно, устранять. Однако проблема тяжело сдвигается в сторону улучшения. Помимо перечисленных нюансов, в автобусах стало ездить еще и небезопасно. За перо автору пришлось взяться потому, что в течение непродолжительного отрезка времени им было получено две травмы. В этой связи хочется узнать – кому доверили возить горожан? Имеют ли эти водители права? И если да, то кто им выдал этот документ, подтверждающий гарантию безопасности пассажиров? Может, есть смысл проверить умение грамотно водить транспортное средство, устроив «шумахерам» переэкзаменовку? Кстати, как у них обстоит дело с местной пропиской? Меня гложут смутные сомнения, что таковая имеется. Зато не покидает уверенность, что это иностранцы из не столь отдаленных республик. Хотя из-за кризиса полно своих безработных, которые с готовностью заменили бы непрошеных гостей. Каждый день, утром и вечером, я убеждаюсь, что ездить как положено они не умеют и не хотят. И вообще, рутинная работа им надоедает, поэтому, скорей всего, водители попутно разнообразит ее, наблюдая в зеркало заднего вида, как пассажиры кувыркаются в салоне при резких остановках и торможениях. Смешно же, правда? У одного шляпа повисла на носу, у другого вообще скатилась на грязный пол, третий грохнулся на колени соседа, а некоторые целой толпой вприпрыжку и на высокой скорости переместились с задней части автобуса в переднюю. Гвоздем программы служит массовый падеж обескураженных горемык в проход и между креслами. Мало ли, что никто из них не собирался изображать канкан и задирать ноги, обнажая чулки и нижнее белье, а вот представилась такая возможность, и пожалуйте – примите непредсказуемую позу, удивите окружающих, поразитесь своей гибкости и порадуйте шофера! Чем не экстремальное развлечение? Сами вы до этого не додумаетесь, значит, цените креатив.
Данная претензия касается всех перевозчиков, но в большей степени — маршрута №2. Связаться с его владельцем Русланом Ахметнабиевым, к сожалению, оказалось невозможно: городские телефоны, размещенные в салонах автобусов, упорно молчат, а сотовый номер, с трудом добытый в городском акимате, вообще отключен. Поговорить удалось лишь с диспетчером. Конечно, с ее слов все гладко, а водители – «белые и пушистые». И вообще, никто из пассажиров якобы не жалуется. Однако, во-первых, это вилами по воде писано, так как люди проявляют раздражение, газета публиковала их недовольство по такому поводу. А во-вторых, как жаловаться лицам, ответственным за перевозки, если их телефоны не отвечают?
Помимо того, что ездоки выписывают различные кульбиты и сальто-мортале, получая при этом не только незабываемые впечатления, но и вывихи с растяжениями, в городском транспорте их ждет еще много сюрпризов. Например, орущие динамики. Нравится вам такая музыка или нет, никто вас не спрашивает. Мало ли, что больше ничего не удается услышать, что эта какофония вызывает дискомфорт — слушайте, и все тут. Так решил диск-жокей — водитель по совместительству. Нужно ли ему самому песенное творчество – сказать сложно: часто он всю дорогу общается по телефону, наушники при этом – незаменимый атрибут. Сидящий за рулем сродни Цезарю – умудряется выполнять несколько дел одновременно. А то, что люди подскакивают и ударяются лбами друг о друга на крутых виражах из-за его невнимательности, называется издержками производства. Надо же понимать и не возмущаться! Вообще-то правила запрещают разговоры во время движения, но дорожная полиция этого факта не замечает.
Наблюдение рисует живописную картину: летит эдакий неуправляемый «летучий голландец», за рулем сидит кормчий с выпученными глазами и с заткнутыми ушами, выписывая сумасшедшие маневры и сигналя попутному транспорту по весь опор – мол, расступись, честной народ, а то зашибу. Воображение подсказывает, что не мешало бы оснастить его каким-нибудь флагом, например, «веселый Роджер». Очень красноречиво и подходит к случаю. Не хватает еще стрельбы – автоматных очередей из «Калашникова» на манер кавказских свадеб. Эти признаки сразу бы указывали на неадекватность водителей, возомнивших себя участниками ралли «Париж – Дакар». Конечно, это веселее и романтичнее, чем обычные перевозки по городу рядовых граждан. Но, простите, кесарю – кесарево, а слесарю – слесарево.
Еще хочется отметить доблестных кондукторов. Билеты они не выдают, зато потом привязываются к пассажирам, не понимая, кто платил, а кто едет «зайцем». И попробуй докажи, что ты и не заяц, и не верблюд. К тому же меня всегда поражает чистота, вернее, грязнота рук этих транспортных фей и эльфов. В городе такой дефицит воды, что нечем их помыть? Такое впечатление, что они подрабатывают трубочистами или роют траншеи, причем вручную. Видя эти замусоленные конечности, страшно к ним прикасаться. Нетрудно представить, сколько заразы на них скопилось. Чтобы избежать контакта, мелочь лучше не давать в руки, а закидывать им куда-нибудь в широкий карман штанин. Или в качестве альтернативы можно предложить поднос, пусть ходят с ним по салону в подражание цирковым уличным акробатам, собирающим деньги с публики за представление. Шутка юмора, но с горькой нотой: выражение «руки, как у кондуктора» стало уже нарицательным.
Также вызывает недоумение, почему на некоторых маршрутах остановки объявляются лишь на казахском языке. Во-первых, в стране более ста народностей, во-вторых, для этого на законных основаниях утвержден язык межнационального общения. Тяжело записать на автоответчик названия в двух языковых формах? Как быть тем, кто не понимает по-казахски, а также приезжим и иностранцам из дальнего зарубежья? Они – не люди? Или же ясновидящие и экстрасенсы, способные понимать все без перевода?
Следующий протестный пункт – перекусы водителей и кондукторов прямо в автобусе. Запах пирожков, чебуреков и самсы гуляет по салону, хоть противогаз натягивай! Непонятно: то ли ты едешь в транспорте, то ли находишься в дешевой харчевне. Предусмотрены конечные остановки, где автобусники отдыхают какое-то время. Здесь было бы удобнее устроить перекус (заодно вымыть руки), чем заставлять пассажиров нюхать амбре импровизированных завтраков и обедов.
Безразличные к подобному безобразию оппоненты могут посоветовать таким, как я, раздосадованным людям выбрать альтернативный вид передвижения. Но выбирать не из чего. Трамваев, троллейбусов и метро у нас нет, и никогда не будет. Ездить на такси накладно и не всегда комфортно. Пользоваться службой такси вылетит в копейку. А остановив машину на дороге, существенно сэкономить не получится, зато поучаствовать в экстремальной езде — всегда пожалуйста. Водитель зачастую рад прокатиться с ветерком, игнорируя нормы ПДД, подвергая пассажира риску и предавая блеску его расширенным глазам. Такой же сервис можно получить и в автобусе, но за меньшие деньги. Зачем же переплачивать? Ездить на собственном автомобиле имеет смысл лишь тем, кто обладает навыками «ювелирного» вождения и железными нервами, ибо равнодушно относиться к пробкам, разным гонщикам и неадекватам на дороге — не всякому по плечу.
Многие с радостью ходили бы пешком, но тротуары Актау для этого не приспособлены: в сухую погоду пешеход рискует утонуть в песке, а в ненастье – погрязнуть в болоте. Наш город в этом отношении просто выдающийся и отчасти волшебный – стоит выпасть двум каплям дождя или трем снежинкам, как улицы превращаются в каналы Венеции. Властям следует задуматься: а не приобрести ли гондолы для таких случаев? Заодно провести Венецианский карнавал, чтобы отвлечь горожан от унылого пейзажа и многочисленных проблем.
Так что широта возможностей не погубит нашего жителя. Зато широкий спектр для деятельности предоставляется правоохранительным и властным ведомствам – акимату, дорожной инспекции, миграционной службе. Было бы здорово ехать в исправном автобусе, где кондуктор вежлив, а водитель — не равнодушный к своей работе и небритый бич в засаленной спецовке с сомнительными правами, а чистый и опрятный, владеющий мастерством вождения, как и подобает человеку за рулем управления.
В качестве заключительной коды прозвучит избитый вопрос: когда же наш город, когда-то образцовый по многим показателям, осенит крыло ее величества Культуры или хоть одним перышком коснется его? Куда не кинь – всюду клин: невежество и наплевательское ко всему отношение.
Автор: Наталья Шляховая
newstaraz.kz