Министерство индустрии и инфраструктурного развития Казахстана заявляет о планах выделить дополнительно 50 миллиардов тенге (112 миллионов долларов) на печально известный проект строительства легкорельсового транспорта (ЛРТ) в Астане.
По словам главы министерства Марата Карабаева, указанную сумму акимату планируют передать в апреле нынешнего года.
«ЛРТ будет достроено. В текущем году соответствующие средства тоже предусмотрели. Строительство мы с акиматом города обсуждали. В первую очередь работа начнётся со стороны аэропорта. Часть средств будет направлена на то, чтобы авансировать покупку вагонов», — заявил Карабаев, отвечая на вопросы журналистов в кулуарах правительства во вторник. Он не сообщил предполагаемые сроки завершения строительства ЛРТ, которое стопорилось после начала реализации проекта более 10 лет назад.
Государство из года в год заявляет о выделении десятков миллиардов тенге бюджетных денег на реализацию проекта ЛРТ. В 2016 году в акимате заявляли, что проект «Астана LRT» требует «больших вложений», указывая на необходимость займа еще более миллиарда долларов. По различным сообщениям, с 2015 года на реализацию проекта ЛРТ из бюджета выделили 156 миллиардов тенге.
Счётный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета, который опубликовал заключение по государственному аудиту финансово-хозяйственной деятельности компании «Астана LRT», обращал внимание на неокупаемость проекта и значительные бюджетные расходы в случае продолжения его реализации.
В сентябре прошлого года столичные власти заявили, что принято решение достроить ЛРТ, поскольку «мы слишком далеко зашли и прошли точку невозврата». В этом году президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев на совещании по развитию Астаны повторил, что считает проект «ошибочным», и добавил: «Но сейчас у нас нет другого выбора. Мы должны реализовать этот проект. Если мы остановим строительство ЛРТ, то убытки будут ещё больше».
В декабре 2022 года власти заявляли, что строительство будет завершено в течение двух-трех лет, в зависимости от финансирования. Проект реализовывали с привлечением заёмных средств из Китая, затем заморозили, а оставшиеся в Астане Т-образные железобетонные сваи многие прозвали «памятником коррупции».
Столичный суд в 2021 году спустя несколько месяцев отменил приговор по делу о хищении при реализации проекта столичного ЛРТ, по которому осудили бывших чиновников и сотрудников компаний. Бывшего заместителя акима Астаны Каната Султанбекова и экс-руководителя «Астана LRT» Талгата Ардана антикоррупционная служба назвала «организаторами хищения средств ТОО «Астана ЛРТ»». Оба выехали за границу и, по утверждению следственных органов, были объявлены в международный розыск.