Активисты гражданского движения Oyan, Qazaqstan! 12 мая на пресс-конференции в Казахстанском международном бюро по правам человека выступили с заявлением.
Активисты гражданского движения Oyan, Qazaqstan! 12 мая на пресс-конференции в Казахстанском международном бюро по правам человека выступили с заявлением, в котором помимо прочего потребовали освободить арестованных на 15 суток активистов Дархана Шарипова и Владу Ермольчеву.
— Дархана и Владу осудили в выходной день в ночное время, максимально скрытно. Им не вручили ни копию протокола, ни постановление об аресте. Их должны освободить. Мы поддерживаем решение Влады о голодовке. Дархан и Влада не врали (речь об их выходах на митинг против «нечестных выборов». — Ред.). В истории Казахстана не было выборов, которые были признаны международным сообществом честными, — заявила участница движения Жанель Шаханова.
Ещё одна участница Oyan, Qazaqstan! Асем Жапишева добавила, что с 2019 года, с момента создания движения, его «активисты сталкиваются с разными видами преследования». Среди них — задержания, аресты, слежка, похищение, попытка подкупа, давление.
Активистка движения Жанель Шаханова заявила, что после задержания ее водили по нескольким кабинетам полиции, потом привели ее в камеру для административно арестованных и сказали: «Вы хотите в этой камере 15 суток провести?”. Она назвала это моральным давлением.
— Нас вызывают на профилактические беседы, которые законной силы не имеют. За нами были погони на патрульных машинах, чтобы забрать нас. Караулили возле домов, и потом оттуда забирали в отделение полиции. Все эти кейсы у них прописаны там но не прописано, что за нами следили или нас задерживали. Прописано, что я была в отделении, и все наши фотографии с наших мероприятий зафиксированы и хранятся у них в папке с DVD-диском. Если раньше они просили нас подписать документ о том, что мы больше не выйдем, то в последнее время этой папкой каждому угрожают, что если в следующий раз выйдем нас посадят по статье 488-й (нарушение закона “о мирных собраниях”). По этому закону, есть штраф и 15 суток ареста. Но они применяют 15 суток ареста”, — сказала Жанель Шаханова.
Другая участница Асем Жапишева предположила, что это «новый метод преследования активистов”. «Они так делают, что если намечаются какие-то акции, они могли вытащить эту папку заранее и по этой папке посадить человека. Они настолько перепуганы, что нас боятся. Эта [политическая] система настолько хрупкая, что кучка активистов может настолько запугать”, — заявила Жапишева.
Она добавила, что не только в Алматы, но и в других регионах активистов движения приглашают на «беседы” в правоохранительные органы, предлагают сотрудничество.
— [Студентов] постоянно вызывают в деканаты, говорят им, чтобы вышли из движения или, если остаются, то передавали информацию. Все это происходит уже в фоновом режиме, и многие привыкли, но это ненормально. И, если что-то подобное будет и дальше происходить, будем чаще о них говорить”, — сказала Жапишева.
Еще один участник движения Бейбарыс Толымбеков сказал, что после его протестной акции угрожали ее маме увольнением, и через некоторое время она была уволена. Он также заявил, что на неизвестные люди оказывают давление на активистов через арендодателей квартир и в качестве примера привел случай выселения из съемной квартиры активиста движения Бауыржана Сабитова.
— Мы требуем прекратить преследования активистов! — заявила Жапишева.
Активисты ранее также заявляли о слежке и давлении и обвиняли правоохранительные органы, а также местные и центральные власти, которые оставили жалобы без комментариев, в том числе и на вопросы журналистов по данной теме.
Вечером 6 мая члены гражданского движения Oyan, Qazaqstan! Влада Ермольчева и Дархан Шарипов были задержаны в Алматы полицейскими, а в ночь на 7 мая решениями выездных судов в зданиях полиции были отправлены под арест на 15 суток каждый.
Ермольчеву, которая была наблюдателем на досрочных парламентских выборах 19 марта в Казахстане, осудили за одиночную акцию, которую она провела 26 марта, назвав прошедшие выборы «шагом к тоталитаризму». Шарипова осудили за акцию в день внеочередных президентских выборов в ноябре. Вместе с Шариповым тогда были задержаны несколько других активистов, вышедших на протест.
На днях Дархана Шарипова отправил своим соратникам письмо из стен спецприёмника, в котором описал условия содержания, отметив, что «по 488-й статье нас тут несколько человек».
11 мая Влада Ермольчева, которая также находится в спецприёмнике, объявила голодовку.