Специализированный межрайонный суд по административным делам города Астаны 7 ноября приступил к рассмотрению иска, предъявленного бывшим государственным акционерным обществом (ГАО) «Кармет» к министерству труда и социальной защиты населения и к министерству финансов.
Сегодня прошло предварительное судебное слушание в режиме онлайн.
Истец, выступая в защиту интересов трудового коллектива бывших работников ГАО «Кармет», просит суд «принудить правительство выполнить свои обязательства», взятые на себя по итогам приватизации в 1995 году, и выплатить остаточную задолженность по заработной плате в размере чем более 111 миллионов тенге (почти 240 тысяч долларов по текущему курсу), указанную в иске.
В постановлении от 21 июня 1996 года, как указывает истец, правительство признало свои обязательства по кредиторской задолженности перед юридическими лицами (предприятиями) и физическими лицами (работниками).
Истцом выступает исполняющий обязанности генерального директора ГАО «Кармет» Ерсаин Ешмухамбедов. В суде сегодня был его адвокат по доверенности.
По данным истца, ранее свои обязательства по зарплате правительство исполнило частично после неоднократных коллективных обращений 25-тысячного трудового коллектива предприятия. Деньги на погашение задолженности поступали двумя траншами — в 1998 и 2007 годах. Остаточная часть задолженности в размере более чем 111 миллионов тенге не погашена. Истец говорит о создании «социальной напряженности в регионе», указав в иске, что невыполнением обязательств в течение 26 лет по погашению задолженности и «открытым бездействием правительства и администраторов программы по погашению задолженности» нарушены конституционные права бывших работников госпредприятия.
— Мы не просим взыскать сумму, а мы просим исполнить обязательства, чтобы кабинет министров выполнил свое же постановление от 21 июня 1996 года «О погашении долгов ГАО «Карметкомбинат». Люди ведь заработали свои деньги, но до сих пор им не выплачивается, игнорируется, — заявил в суде представитель истца, адвокат Молдабай Жалгасов.
Ответчик — представитель министерства труда и социальной защиты населения — просит в иске отказать, заявив, что не может являться ответчиком по выплате задолженности по заработной плате. Второй ответчик — министерство финансов — не признаёт заявленные исковые требования.
— Поручения от правительства нам не поступало. Данное постановление (о погашении задолженности. — Ред.) в свое время было исполнено. Остаток средств, которые сейчас указывает истец, были возвращены в бюджет «в связи с отсутствием заявителей», — сказала в суде представитель министерства финансов.
Заинтересованным лицом по делу проходит профсоюзная организация металлургов, которая сообщила, что многие бывшие металлурги ранее сами пробовали судиться и даже есть решения судов в их пользу, но денег им так и не выплатили. В ведомостях некоторых работников есть задолженность даже в 600 тенге (менее полутора долларов), но и этих денег не дают.
— Стыдно за представителей правительства! Ну что вы позоритесь из-за этих 111 миллионов тенге? Там уж поумирали часть людей. И вы опять начинаете какие-то лазейки искать, чтобы не платить деньги. Закройте тогда это ГАО «Кармет» в конце концов, которое сегодня номинально существует. Только деньги людям верните, которые они заработали. Приезжайте, мы соберем вам этих людей, посмотрите им в глаза, — сказал в суде Виктор Щетинин, заявленный в иске как заинтересованное лицо на стороне бывших работников.
17 октября 1995 года постановлением правительства Казахстана была образована комиссия по приватизации ГАО «Карагандинский металлургический комбинат», а само предприятие признано несостоятельным должником. 17 ноября 1995 года был заключен договор купли-продажи и приватизации активов ГАО как имущественного комплекса. По условиям договора активы были переданы компании «Испат Интернешнл Лимитед» без долгов (по данным комитета госимущества, компания была объявлена победителем конкурса). Само же ГАО «Кармет» как юридическое лицо не было ликвидировано, из чего сейчас и вытекают проблемы у его бывших работников.
Ранее в этом году Азаттык писал об отдельных группах работников ГАО «Кармет», получивших инвалидность на производстве, которые со своей стороны взялись за отстаивание своих прав и прав коллег. В некоторых случаях суды вставали на сторону инвалидов, однако тяжбы дошли до Верховного суда после того, как власти обжаловали решения.