Бывший глава национальной уранодобывающей компании «Казатомпром» Мухтар Джакишев сообщил 21 мая, что истёк срок наказания в 14 лет, назначенный ему казахстанским судом.
«Мой срок лишения свободы закончился. Я свободен!» — написал на своей странице в Facebook’e Мухтар Джакиев, который около трёх лет назад освободился условно и досрочно, проведя 11 лет за решеткой.
Срок его заключения исчислялся с 21 мая 2009 года — с момента его задержания. Азаттыку не удалось получить комментарий его адвоката и представителя комитета уголовно-исполнительной системы.
19 марта 2020 года бывший глава «Казатомпрома» Мухтар Джакишев был освобождён условно-досрочно. В 2009 году он был приговорён к 14 годам заключения по обвинениям в совершении коррупционных преступлений. Сам Джакишев выдвинутые против него обвинения отверг. Суды в отношении экс-главы национальной корпорации «Казатомпром» проводились в закрытом режиме. Судья, рассматривавший дело, заявлял, что на всех восьми томах уголовного дела был гриф «совершенно секретно» и «секретно». Он объяснял это тем, что, например, данные о запасах урановых месторождений являются секретными.
Правозащитники и сторонники Джакишева заявляли неоднократно, что обвинения против экс-главы «Казатомпрома» носят политический характер. Ряд казахстанских правозащитников в 2013 году включили Джакишева в список «политзаключённых», несмотря на то что он не занимался политикой. Почти половину срока заключения Мухтар Джакишев содержался в следственном изоляторе Комитета национальной безопасности. Международные правозащитные организации многократно призывали Астану освободить Мухтара Джакишева. В декабре 2015 года Комитет ООН по правам человека признал, что Джакишеву не было обеспечено право на справедливый и публичный суд, право на защиту, право на контакты с адвокатами и право на гуманное обращение. В ООН потребовали отменить приговор и освободить Джакишева. Однако Казахстан отказался выполнять решение Комитета ООН.
3 марта 2020 года суд удовлетворил его ходатайство об УДО. Перед этим группы казахстанских активистов призывали власти страны освободить его. Поначалу суд отказывал Джакишеву в условно-досрочном освобождении, ссылаясь на невозмещение ущерба по гражданским искам. Указывалась сумма «ущерба» «Казатомпрому» и аффилированным компаниям в размере 99,6 миллиарда тенге.
Задержание и заключение в тюрьму экс-главы «Казатомпрома» породили массу слухов и версий в Казахстане и за его пределами. По мнению некоторых казахстанских правозащитников, Джакишев подвергся уголовному преследованию из-за дружбы с бывшим банкиром и оппозиционером Мухтаром Аблязовым, покинувшим Казахстан в 2009 году. В качестве другой причины называли его действия вразрез интересам России в урановом производстве. Кроме того, утверждалось, что Джакишев с помощью японской Toshiba, которая хотела стать партнёром «Казатомпрома», «перешёл дорогу» канадской компании Uranium One. Сам казахстанский менеджер в публичных комментариях высказывал мнение, что причиной его заключения в тюрьму стала совокупность этих и других факторов.