Мэр города Ташкента Джахонгир Артыкходжаев.
Профессор криминологии из Великобритании, автор ряда книг о коррупции и клептократии в странах Центральной Азии и Европы Кристиан Ласслет в беседе с «Озодликом» назвал попыткой отвлечь внимание общественности от более насущных проблем недавнее заявление мэра города Ташкента Джахонгира Артыкходжава.
16 февраля на встрече с журналистами Артыкходжаев заявил, что «он за годы своего нахождения на посту мэра столицы не присвоил ни одного сума из бюджета государства, а связанные с ним компании, отдают часть своих средств на благотворительность в Ташкенте».
Кристиан Ласслет на протяжении нескольких лет проводит собственные расследования о бизнес империи Джахонгира Артыкходжаева. По его мнению, «возможно, Артыкходжаев за годы своей деятельности в мэрии Ташкента не взял ни сума у государства. Однако совершенно очевидно, что пока он находится в должности мэра Ташкента, связанные с ним десятки компаний без всяких тендеров получают не только многомиллионные госконтракты, но и контракты в несколько миллионов долларов возглавляемой им столичной мэрии».
Доказательством этому служат множество документов. Если вы проверите документы компаний, участвующих в строительстве дорог, мостов, школ и в таком крупном строительном проекте как Tashkent city, то можете увидеть, что их следы ведут к мэру столицы Джахонгиру Артыкходжаеву. А эти аргументы свидетельствуют о том, что Артыкходжаев использует свою должность в целях обогащения своих компаний, – говорит Ласслет.
После сообщений о том, что проспект Навои в Ташкенте реконструирует компания, аффилированная с Джахонгиром Артыкходжаевым, мэр столицы 16 февраля провел пресс-конференцию в Ташкенте, в ходе которой сделал ряд заявлений.
На встрече с журналистами Артыкходжаев заявил, что не присвоил ни сума бюджетных средств, а также продал 29 автомобилей из своего личного автопарка и направил деньги на благотворительность.
«До назначения хокимом у меня было 35 автомобилей. Я очень люблю машины. Сейчас у меня осталось 6 машин. Скоро я выставлю на продажу еще один автомобиль, а вырученные деньги пойдут на проведение благотворительных операций детям с пороком сердца», – сказал Артыкходжаев.
Во время пресс-конференции мэр Ташкента также добавил, что компании, которые ранее официально находились под его управлением, совершили немало актов благотворительности для жителей узбекской столицы.
Комментируя слова Артыкходжаева о спонсорской помощи жителям Ташкента, британский исследователь Кристиан Ласслет напомнил, что в прошлом старшая дочь ныне покойного президента Узбекистана Гульнара Каримова также занималась благотворительностью, но это не спасло ее от уголовной ответственности.
– Гульнара Каримова тоже давала деньги малоимущим. Она проводила обряды обрезания для детей из нуждающихся семей и детских домов. Российский олигарх узбекского происхождения Алишер Усманов также известен своей активной деятельностью в сфере филантропии. Известно, что в прошлом лидеры итальянской мафии тоже оказывали всяческую помощь церквям. Люди, обогатившиеся за счет коррупции или при помощи других легких путей, часто поступают таким образом. Но это не значит, что нужно закрывать глаза на то, каким путем были нажиты эти деньги, то есть на случаи хищения и злоупотребления служебным положением и полномочиями, – сказал британский профессор криминологии.
Четыре года назад проект Tashkent City стоимостью 1 миллиард долларов, осуществленный Джахонгиром Артыкходжаевым, оказался в центре международного расследования об отмывании денег.
Ранее базирующаяся в Лондоне группа Open Democracy выражала обеспокоенность в связи с тем, что, вероятно, мэр Ташкента использует свою должность для обогащения связанных с ним компаний, а проект Tashkent City может превратиться в «очаг по отмыванию денег».
Сам Артыкходжаев также не отрицал, что проект Tashkent City передан «сомнительному инвестору». В декабре 2018 года он связывал это с тем, что иностранные инвесторы не готовы инвестировать в Ташкент.
Akfa и Artel, основанные мэром Ташкента и сенатором Джахонгиром Артыкходжаевым, считаются в Узбекистане монопольными компаниями в сфере строительства и производства бытовой техники. Однако точное финансовое состояние Артыкходжаева неизвестно.