17 апреля в Алматы прошел санкционированный властями митинг против утилизационного сбора, который собрал около ста человек.
Политик Санжар Бокаев, давно поднимающий проблему утилизационных сборов, сказал, что активисты, выступая против этих сборов, не просто пытаются устранить их «долю» в ценообразовании в картофеле или муке. «Выступая против утильсбора, мы говорим «Нет» открытому грабежу», сказал он. Политик назвал утилизационный сбор ударом по карману потребителей, и на котором зарабатывают олигархи и политическая элита.
– Я бы согласился и на 40-60 процентов, если бы у правительства было обоснование или хотя бы одна научно обоснованная методика расчета. Ничего нет! Почему мы должны с этим соглашаться?! И весь этот беспредел устроен пачкой людей – олигархами и всеми чиновниками, которые сейчас получили повышение. Никто ответственности не понес. Государству нанесен ущерб на 3 трлн тенге. У людей из кармана забрали 2 млрд долларов. И как мы говорили все эти года, значительная часть выведена, украдена просто. Поэтому мы не согласны, – сказал он.
Политик Болат Абилов назвал утилизационный сбор политической платой и сказал, что проблема имеет глубокие корни. Он назвал это проявлением коррупции в стране. По его словам, Казахстан вынужден импортировать дешевые автомобили из таких стран, как Кыргызстан и Армения, потому что правительства этих стран сменяемы, там демократия и проходят выборы. По его словам, у стран нет планов назначать родственников новоизбранного президента на ответственные должности.
– Почему мы платим утилизационный сбор? Потому что старшие члены семьи Назарбаевых все разобрали – нефть, газ, медь и железо, другие члены семьи – управление банками, третьи – Хоргос, все крупнейшие рынки страны. Это тоже большая тема. Мы покупаем продукты по самым высоким ценам в мире. Хоть мы и животноводческая страна, сельхозстрана, но килограмм мяса в стране дороже, чем в Европе. Почему такие вопросы не поднимаются? Младшая дочь Назарбаева возглавила экологический союз и вот ей решили дать сбор такого налога. Это налог на нас, на население. Наглый, бессовестный, бессовестный грабеж, – сказал он.
Абилов обратил внимание, что с момента «массового кровопролития», в результате которого погибли по меньшей мере 238 человек, прошло три месяца, но власти не выполнили ни одного из обещанных изменений. «Мы не должны ждать перемен, мы должны их двигать сами», сказал Абилов, сравнив Кровавый январь с бойней в украинской Буче, когда российские военные расстреляли мирных жителей.
На митинге также выступил атырауский общественный деятель Макс Бокаев.
– Утилизационный сбор должен быть отменен. Это метастазы режима Назарбаева, рак, который нужно вырвать с корнем. Я надеюсь, что люди смогут это сделать. Правительство – это народ, – сказал он.
Организаторы акции подготовили для вице-премьера Романа Скляра подарок в виде «старого автомобиля», как знак снижения покупательной способности казахстанцев из-за утильсбора. Люди не могут покупать новые автомобили, следовательно улицы заполонили старые дымящиеся авто.
О неподъемном утильсборе казахстанцы говорят не первый год. В настоящее время размер сбора варьируется от 437 тысяч тенге до 5,9 миллиона тенге в зависимости от транспортного средства. Активисты говорят, что это «слишком дорого», а процесс сбора непрозрачен. Они сравнивают подобные сборы в развитых странах, где они не превышает 100 тысяч тенге, а в некоторых странах заводы по переработке работают на самоокупаемости.
После январских событий президент Касым-Жомарт Токаев заявил, что сборы должны взиматься государственным органом, а не частной компанией, и распорядился закрыть РОП «Оператор», компанию, связанную с младшей дочерью бывшего президента Алией Назарбаевой. Затем его функции передали акционерному обществу «Жасыл даму», которое в начале февраля начало принимать утилизационные сборы. В конце февраля вице-премьер-министр Роман Скляр заявил, что размер утилизационного сбора на автомобили и сельхозтехнику в Казахстане будет снижен на 50%.