В Узбекистане кампания по продлению срока президентства вышла на новый уровень. Государство запустило широкую кампанию, где игнорируются конкретно эти поправки и выделяются другие.
Придать положительную окраску конституционному референдуму, отложенному сначала из-за кровавых народных волнений, а затем из-за зимнего дефицита электроэнергии, не так-то просто, но чиновники в Узбекистане стараются как могут. Некоторые даже, говорят, слишком усердно.
Шансы избирателей не одобрить 30 апреля новую Конституцию, которая позволит 65-летнему президенту Узбекистана Шавкату Мирзияеву удержаться у власти до 2040 года, равны нулю.
Неконкурентная политическая система не оставляет возможности для проведения кампании против поправок, и абсолютное доминирование Мирзиёева в этой системе остаётся неизменным.
И всё же кампания за поправки идёт непрерывно — общественные деятели выстраиваются в очередь, чтобы поддержать изменения, и явно постановочные шоу в поддержку «нашей Конституции» транслируются в дома и квартиры людей по телевизору из разных мест по всей стране, включая государственные университеты, стадионы и автозаводы.
По мнению большинства наблюдателей, авторитарная логика будущей Конституции не изменилась по сравнению с тем вариантом, который обсуждался в первой половине прошлого года.
«Чтобы обнулить [Мирзиёеву] срок и позволить [ему] баллотироваться ещё на два срока», — объяснил проживающий в Великобритании узбекский политолог Алишер Ильхамов в недавнем интервью «Настоящему Времени».
Другие изменения, которые, по словам властей, затрагивают 65 процентов Основного закона, «не меняют характер нынешнего режима», подчеркнул он.
Государственные СМИ и общественные деятели упорно отказываются подробно рассматривать эти изменения и вместо этого подчеркивают другие предполагаемые преимущества проекта.
Как и при авторитарном предшественнике Мирзияева Исламе Каримове в 2002 году, власти утверждают, что действующий президент будет иметь право баллотироваться ещё на два срока подряд в соответствии с «новой» Конституцией, одобренной путём общенационального референдума.
И точно так же, как в той конституционной «ловкости рук» более 20 лет назад, срок президентских полномочий теперь увеличится с пяти до семи лет.
Тех, кто осмеливается высказываться в интернете против референдума в Узбекистане, называют «провокаторами» и возражают им со словами: «Посмотрите на изменения последних лет!»
Безусловно, Узбекистан изменился после смерти Каримова, под руководством которого Мирзияев более 10 лет занимал пост премьер-министра. Однако все труднее выдвигать аргументы в пользу прогресса после прошлогодних событий, которые задержали принятие Конституции.
В июле прошлого года более ранний проект Конституции, который включал поправки к статусу автономной республики Каракалпакстан, где проживает национальное меньшинство — каракалпаки, вызвал вспышку протестов в этом регионе.
Власти ответили самым масштабным силовым подавлением протестов эпохи Мирзияева, в результате чего, согласно официальным данным, погибли 17 протестующих и четверо военнослужащих. Правозащитники ставят эти цифры под сомнение, говоря о том, что они занижены. После протестов последовали аресты, но поправки, касающиеся Каракалпакстана, были исключены из проекта документа.
Правительство также было не готово проводить голосование зимой в последние годы из-за системного дефицита энергии. Это, как полагают многие, стало причиной того, что президентские выборы 2021 года, которые обеспечили Мирзияеву его нынешний срок, состоялись в октябре, а не в декабре, как планировалось.