Созданный с целью поддержки политических заключенных и пострадавших во время «кровавого января» комитет «Араша» призвал освободить гражданских активистов, задержанных после трагических событий начала года.
На пресс-конференции в Алматы участники комитета заявили, что власти должны тщательно расследовать январские события, наказать виновных, установить причастных к пыткам.
«Досудебное расследование совершённых в ходе этих событий насильственных преступлений, по нашему мнению, не сопровождается детальным расследованием действий сотрудников правоохранительных органов, тех, кто не только применял оружие, но и совершил убийства или превышение должностных полномочий, повлекшее смерть людей. В то же время за участие в «кантарских событиях» привлечены к ответственности представители политической оппозиции и гражданские активисты, никаких доказательств насильственных действий которых властями не представлено», — говорится в заявлении комитета, подписанном правозащитником Евгением Жовтисом, общественный деятелем и культурологом Муратом Ауэзовым, историком Муратом Семби, журналистом Асем Жапишевой.
Комитет приводит имена активистов, которые задержаны по следам январских событий, осуждены или находятся в изоляторах в ожидании судов. Это лидер незарегистрированной Демократической партии Жанболат Мамай, активисты Фарид Ишмухаметов, Аблайхан Бекеев, Азиз Жолатов, а также осуждённые на лишение свободы Ляззат Досмамбетова, Жанмурат Аштаев, Кайрат Султанбек, Айдар Байсагатов, Молдабай Садибеков (10 августа апелляционный суд в Шымкенте пересмотрел приговор Садибекову, заменив реальный тюремный срок на условное наказание).
— Жанболат Мамай должен быть освобожден. Жанболат — испытание для президента Токаева. Если президент не в состоянии выполнить такие простые шаги, если он не отделяет таких людей, приносящих обществу пользу, способных на конструктив, от преступников, тогда очень многие вещи останутся для Токаева неразрешимыми, — заявил общественный деятель Мурат Ауэзов.
Журналист Асем Жапишева обратилась к президенту с призывом не препятствовать оппозиции в «новом Казахстане», курс на строительство которого он провозгласил.
Казахстанские власти отвергают наличие политических заключенных в стране.
Начавшиеся в первую неделю января протесты против роста цен на сжиженный газ в городе Жанаозене Мангистауской области быстро распространились на другие регионы и в ряде городов вылились во вспышку насилия, худшую за 30 лет независимости. Власти заявили об «агрессии извне» и «атаках» подготовленных за рубежом «террористов», но не привели убедительных доказательств. Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев публично заявил, что отдал приказ силовикам стрелять на поражение без предупреждения. Он также сказал, что в стране была попытка насильственного захвата власти, однако не назвал предполагаемых организаторов. По официальным данным, погибло не менее 238 человек. Шестеро из них погибли в результате пыток после задержания.
После январских событий десятки активистов подверглись задержаниям и столкнулись с обвинениями в «массовых беспорядках».