Фото: Marina Lystseva/fotografersha.livejournal.com
Стали известны подробности попытки захвата пассажирского самолета в аэропорту Алматы. Спустя почти четыре месяца после январских событий пилоты рассказали, как террористы штурмовали здание воздушной гавани, а после направились к одному из лайнеров. Бандиты с ломом, молотками и дробовиками в руках пытались разбить иллюминаторы в самолете и вскрыть дверь. Командир, второй пилот и бортпроводники всю ночь отстаивали борт, передает телеканал КТК.
25-летний пилот Алмас Байгожин вспоминает: 5 января их самолет выполнил три рейса и остановился в Алматы. К тому моменту стало известно, что в здание аэропорта ворвались вооруженные люди. Лайнер не был готов к взлету. А покинуть борт не представлялось возможным.
«Большинство пассажиров начали выходить на улицу, прямо на перрон, где, по идее, небезопасно передвигаться. Но на этот момент, ни один самолет не запускался, и большинство гражданских самолетов, которые должны были вылетать, их отбуксировали на задние стоянки, на самые дальние, чтобы они не мешали. У нас был трап, из-за которого мы не могли в целом покинуть самолет либо покинуть аэропорт на самолете», ― рассказывает Байгожин.
Члены экипажа решили обесточить лайнер и закрыть все двери. В самолете находились командир, второй пилот и бортпроводники. В терминале уже началась паника. Испуганные пассажиры выбегали прямо на взлетно-посадочную полосу. Оттуда на автобусах их отправляли в пустые ангары. Через несколько часов террористы попытались захватить борт. С ломом, молотками и дробовиками в руках бандиты направились к самолету.
«Они били ломом и топором по стеклу. У нас иллюминаторы, они многослойные, достаточно прочные, то есть даже множество ударов по ним не даст разбиться. Это было странно – то, что люди знали, как открывать дверь самолета, потому что она технически сложнее, чем обычная дверь. На русском и на казахском они говорили, что сожгут наш самолет, если мы не откроем им дверь. А на английском они говорили нам: «Don`t worry. Open the door». То есть «Не волнуйтесь, откройте дверь. Все будет хорошо», ― говорит пилот авиакомпании Air Astana.
Пилот рассказывает, экипаж провел на борту всю ночь. Бандиты находились на взлетно-посадочной полосе, катались по ней на автомобилях без номеров.
«Мы слышали, что они пытались взять в заложники одного из наших инженеров. Он пошел с ними, но потом в один момент резко свернул и ушел от них. Мы сидели и думали, что нам вообще не вариант открывать дверь. Я бы не сказал, что было страшно. Скорее, немного адреналин играл, потому что идут какие-то непонятные люди с враждебно настроенным отношением», ― делится Алмас Байгожин.
За ночь вооруженные люди разгромили терминал, опустошили банкоматы, ограбили магазины и сожгли машины. Лайнеры не пострадали. Покинуть свой борт Алмас Байгожин и его коллеги смогли только утром. Им удалось отстоять самолет и уберечь всю команду.
Напомним, 2 января жители Жанаозена вышли на протест и потребовали снижения цен на газ. Жители нескольких регионов вышли на акции в поддержку митингующих, в том числе алматинцы.
6 января Касым-Жомарт Токаев подписал указ о введении в Казахстане чрезвычайного положения на период с 5 по 19 января.
В этот же день в Алматы начали проводить антитеррористическую спецоперацию. В комендатуре города сообщили, что «радикально настроенные сторонники беспорядков нанесли огромный ущерб городу».
По данным на 2 марта, полицейские изъяли похищенного имущества на 288 млн тенге.
5 марта Берик Асылов рассказал об условиях содержания заключенных в СИЗО в связи с январскими событиями.
Генеральный прокурор Казахстана Берик Асылов заявил, что во время январских событий в стране погибло 230 человек.