Пандемия не позволила властям Таджикистана вернуть на родину своих граждан — обитателей лагерей Аль-Холь и Родж на территории Сирии, заявил Радио Озоди посол Таджикистана в Кувейте и Ираке. Как стало известно, курдские боевики насильно увозили из этих лагерей несовершеннолетних таджикских девушек.
«Мы вели работу по возвращению на родину женщин и детей, многие из которых не по своей воле оказались в зоне боевых действий. Но помешала пандемия коронавируса. Несмотря на это, правительство Таджикистана намерено во что бы то ни стало вернуть на родину своих граждан», сказал в беседе с Радио Озоди посол Таджикистана в Кувейте и Ираке Зубайдулло Зубайдзода.
8 февраля более 20 экспертов ООН по правам человека обратились к правительствам 57 государств немедленно вернуть на родину своих граждан, которые содержатся в лагерх Аль-Холь и Родж на территории Сирии в опасных и бесчеловечных условиях. Подавляющее большинство составляют женщины и дети. Независимые эксперты напомнили, что в лагерях для перемещенных лиц на северо-востоке Сирии находятся 64 000 человек из 57 стран, включая Азербайджан, Грузию, Казахстан, Кыргызстан, Россию, Таджикистан, Украину, Узбекистан и Эстонию.
«В настоящее время только в лагере беженцев Аль-Холь зарегистрированы более 200 граждан Таджикистана, 80 процентов из которых – дети. К сожалению, из-за пандемии мы не смогли зарегистрировать всех граждан Таджикистана, находящихся во всех сирийских лагерях», говорит Зубайдулло Зубайдзода.
ООН отмечает, что «тысячи людей, содержащихся в сирийских лагерях, подвергаются насилию, эксплуатации, жестокости и испытывают лишения, а условия, в которых они находятся, и отношение к ним вполне могут быть приравнены к пыткам или другим видам жестокого бесчеловечного или унизительного обращения, или наказания, как они определяются в международном праве…».
Зубайдулло Зубайдзода рассказал, что в декабре прошлого года побывал в лагерх Аль-Холь и Родж для того, чтобы составить списки находящихся там граждан Таджикистана. «Ситуация в лагерях, на самом деле, очень сложная, люди живут в нечеловеческих условиях», подчеркнул дипломат, комментируя заявление экспертов ООН.
Радио Озоди удалось побеседовать с двумя таджичками, которые содержатся в лагере Аль-Холь. Это крупнейший в Сирии лагерь беженцев и переселенцев, 80 процентов обитателей которых – дети и женщины. Причем половина детей – младше пяти лет.
Тахмину, мать троих детей, больше всего беспокоит судьбы ее детей. «Детей, достигших 14-летнего возраста, курдские боевики иногда увозят с собой. Последние месяцы они забрали из лагерей группу из 10 детей, где они находятся сейчас никто не знает. Курдские боевики никого не слушают, с нами не разговаривают, мы боимся, что из детей готовят смену для боевиков», говорит Тахмина.
Напомним, 30 апреля 2018 года из Ирака в Душанбе были доставлены 84 ребенка. Это дети таджикских боевиков экстремистских групп, которые находились в лагерях или тюрьмах Ирака. Некоторые из них в свое время были вывезены родителями в Ирак, другие родились уже там. Большинство их отцов были убиты, а их матери содержатся в иракских тюрьмах за пособничество террористам. В августе 2019 года глава МИД Таджикистана Сироджиддин Мухриддин сообщил, что в лагерях Сирии содержатся 86 таджикских женщин и 468 детей, а в тюрьмах Ирака 43 женщины и 1 ребенок, которые являются гражданами Таджикистана.
По сообщениям источников, возвращение граждан Таджикистана из Сирии затруднено еще и тем, что курдские боевики, контролирующие лагеря Аль-Холь и Родж, требуют переговоров властей Таджикистана с Багдадом, а не с Дамаском. Сотни таджикских женщин и детей были захвачены курдскими силами с момента зачистки территорий Сирии и Ирака.
В 2014 году группировка «Исламское государство» (ИГ) взяла под свой контроль части Сирии и Ирака, объявив их Исламским халифатом. По официальным данным, на территорию этого самопровозглашенного халифата выехало более 2 тыс граждан Таджикистана. По мнению экспертов, многие таджикистанцы стали жертвами вербовщиков или отправились на войну, будучи недовольными религиозными ограничениями в Таджикистане и нарушением их религиозных прав.