Делегация правительства Чехии во главе с премьер-министром Чехии Петром Фиалой находится в Узбекистане в рамках турне по странам Азии.
Как сообщили в Министерстве иностранных дел Чехии, делегацию сопровождают более тридцати влиятельных чешских бизнесменов.
В рамках своего визита в Ташкент 25 апреля господин Фиала встретился с премьер-министром Узбекистана Абдуллой Ариповым и президентом Шавкатом Мирзияевым.
«Узбекистан является вторым по величине торговым партнером Чехии в центральноазиатском регионе. Мы хотим развивать многоплановое сотрудничество в различных сферах, в том числе в области энергетики и транспорта. Деловые отношения между Чехией и Узбекистаном имеют давние традиции. В прошлом году мы достигли исторического рекорда в размере 118 миллионов долларов США по объему торговли. Мы хотим сосредоточиться на поддержке важных деловых интересов чешских компаний в Узбекистане», – сообщили на запрос «Озодлика» в МИД Чехии.
Фиала стал вторым по счету премьер-министром Чехии, посетившим Узбекистан. До этого Милош Земан, будучи премьер-министром, посетил Ташкент в 1999 году.
Ранее чешская пресса сообщила, что в ходе переговоров в Ташкенте ожидается подписание сторонами контрактов на экспорт чешских поездов и трамваев для железнодорожного и общественного транспорта Узбекистана.
Чехия является традиционным партнером Узбекистана в Восточной Европе. С 60-х годов прошлого века чешские трамваи оставались неотъемлемой частью ташкентского пейзажа.
В 2016 году, после отмены трамвайных линий в Ташкенте без какой-либо концепции или альтернативного решения, чешские трамваи были отправлены из столицы в Самарканд. Тогда решение узбекских властей отказаться от трамвайного сообщения, когда новые трамваи были закуплены за миллионы долларов, стало весомой причиной для критики. До приостановки движения трамваев, по Ташкенту курсировали современные трамваи Vario LF, импортированные из Чехии.
В 2009 году Узбекистан закупил у Чехии 20 трамваев, каждый стоимостью более 1 млн долларов США.
Президент Узбекистана Шавкат Мирзияев после осмотра чешских трамваев в Самарканде в прошлом году сказал, что хотел бы, чтобы они вернулись в Ташкент.
Для новой транспортной сети в городе планируется установить 11 магистральных, 15 обходных, 92 соединительных и 42 подвозных путей.
Ташкент планирует закупить новые чешские трамваи, наиболее подходящие для местного климата. Также ожидается, что чешские специалисты будут участвовать в прокладке новых трамвайных линий в Ташкенте.
Из истории известно, что вопрос о продаже трамваев Узбекистану менялся в зависимости от политического климата.
Отказ правительства Чехии в экстрадиции в Ташкент лидера узбекской оппозиции Мухаммада Салиха, арестованного в Праге в 2001 году, вызвал охлаждение между двумя странами.
Вацлав Гавел, тогдашний президент Чехии, отложил в сторону экономические интересы в отношениях с Узбекистаном и принял Мухаммеда Салиха в Пражском Граде.
После того, как чешские власти приняли решение не экстрадировать в Узбекистан арестованного в Праге Мухаммада Салиха, официальный Ташкент отказался от контракта на покупку чешских трамваев общей стоимостью 50 миллионов долларов.
Заявление Вацлава Гавела о том, что «он не променяет одного диссидента на 50 миллионов долларов», вошло в историю как заявление, продемонстрировавшее превосходство политики над экономикой.
В Узбекистане чешский премьер завершает десятидневное турне по Азии, в ходе которого Петр Фиала посетил Филиппины, Индонезию, Сингапур, Вьетнам и Казахстан.
Перед началом своего турне в страны Азии премьер-министр Чехии Петр Фиала заявил, что одной из целей его визита в эти страны, в числе которых был и Узбекистан, является создание противовеса доминированию Китая на торговых рынках.