Узбекский рынок «белого золота» может пережить бум, поскольку покупатели хлопка по всему миру отказываются от хлопка, выращенного в Синьцзяне. Об этом сообщает “The South China Morning Post” в Гонконге.
Китай — второй по величине производитель хлопка в мире. На заводах по переработке хлопка в Синьцзяне работает более 600 000 человек. В прошлом году Китай произвел около 5,9 миллиона тонн хлопка.
Аналитики говорят, что Узбекистан, который подвергался критике и бойкотированию за принудительный труд в хлопковой промышленности, стал образцом для подражания для других, особенно для Синьцзяна.
«South China Morning Post» сообщила, что узбекские активисты давно жаловались на принудительный труд в хлопковой промышленности страны. В 2007 году активисты запустили международную кампанию “Cotton Campaign”, чтобы привлечь внимание мировой общественности к тяжелому положению производителей хлопка в Узбекистане.
В то время миллионы людей по всему Узбекистану, включая врачей, учителей и даже маленьких детей, ежегодно мобилизовывались на сбор хлопка. Вскоре в отношении узбекского хлопка были введены санкции: более 300 брендов и розничных торговых площадок, в том числе Zara и Adidas, подписали соглашение о международном бойкоте узбекского хлопка и текстиля. Гульнара Каримова, старшая дочь покойного президента Ислама Каримова, также была исключена из модных показов во время бойкота узбекского хлопка.
«South China Morning Post» сообщает, что с тех пор Узбекистан принял меры по искоренению детского труда. Согласно публикации, правительство стремилось ограничить принудительный труд путем приватизации хозяйств, специализирующихся на выращивании хлопка. В статье говорится, что китайское правительство сталкивается с аналогичными обвинениями в Синьцзяне.
Организация Объединенных Наций и правозащитные организации заявляют, что более миллиона уйгуров и представителей других этнических меньшинств в Синьцзяне были помещены в трудовые и тюремные лагеря и что их права были нарушены, использовался принудительный труд. В поддержку этих утверждений было собрано множество доказательств.
Китайские официальные лица заявляют, что лагеря являются центрами перевоспитания, созданными для борьбы с сепаратизмом, терроризмом и экстремизмом. Но в январе этого года в ответ на эти обвинения Вашингтон запретил ввоз хлопка и томатной продукции из Синьцзяна. Подобные ограничения вскоре были введены в Канаде и Великобритании.
Несколько международных брендов начали заявлять, что их продукция не производится из синьцзянского хлопка. Один из таких брендов — H&M.
В сентябре прошлого года компания заявила, что отказалась от хлопка из Синьцзяна по рекомендации отраслевого сертификационного агентства Better Cotton Initiative. Такие бренды, как Nike, Ralph Lauren, Gap и American Eagle Outfitters также запретили использование в своих продуктах любых продуктов или сырья, выращенного в Синьцзяне.
Согласно статье в «The South China Morning Post», хотя степень воздействия западных мер все еще неизвестна, американские компании отказываются от китайского хлопка, чтобы компенсировать политические риски.
Фан Ди, доцент кафедры розничной торговли и маркетинга Гонконгского политехнического университета, говорит, что давление будет распространяться не только на хлопок. Можно ожидать, что покупатели, отказывающиеся от китайского хлопка, будут больше интересоваться узбекским «белым золотом».
Выступая на условиях анонимности в газете South China Morning Post, узбекский чиновник сказал, что торговля и инвестиции в хлопковую промышленность Узбекистана, как ожидается, резко увеличатся в следующие 18-24 месяцев.
«То, что сейчас происходит в Синьцзяне, — хорошая возможность для Узбекистана», — сказал он. Мы являемся свидетелями стремительного роста интереса крупных транснациональных брендов и розничных торговцев к узбекским ресурсам, поскольку они обеспокоены своей деятельностью в Китае», — сказал узбекский чиновник.
«Когда я разговаривал как минимум с 10 транснациональными компаниями и отраслевыми ассоциациями, в основном в Европе и США, они сказали, что хотят покинуть Синьцзян. Это четкое сообщение, которое мы регулярно слышим в течение последних двух месяцев. Если Узбекистан сможет зарекомендовать себя как более безопасный альтернативный источник, компании решат перенести сюда свой бизнес», — отметил источник.
Как сообщает «The South China Morning Post», Узбекистан также может экспортировать хлопок в Китай. В прошлом году Китай импортировал 2,16 миллиона тонн хлопка. Сорок пять процентов поступило из Соединенных Штатов.
В прошлом месяце промышленное издание Ecotextile News также сообщило, что Китай рассматривает возможность покупки хлопка в странах Центральной Азии, таких как Узбекистан, Таджикистан и Кыргызстан, из-за напряженности в отношениях с США и Австралией.
Бывший директор организации Anti-Slavery International Айдан Маккуэйд говорит, что предполагаемое использование принудительного труда в Синьцзяне аналогично ситуации в Узбекистане, где в обоих случаях за злоупотреблениями стоит государство.
«Однако в Узбекистане система охватывала почти все население. И частным компаниям, и государственным учреждениям приходилось отправлять своих сотрудников на сбор хлопка, а детей забирали из школ», — говорит Айдан Маккуэйд.
«Поскольку система принудительного труда в Синьцзяне всячески используется против уйгуров, это рассматривается международным сообществом как геноцид и спонсируемое государством рабство», — добавил он в интервью «The South China Morning Post».
Говоря о ситуации с принудительным трудом в Узбекистане, издание цитирует главного технического советника Международной организации труда Йонаса Аструпа. По данным Аструпа, к 2013 году около 2 миллионов детей были задействованы в сборе хлопка в Узбекистане.
Но в то же время в недавнем отчете Государственного департамента США о торговле людьми говорится, что некоторые злоупотребления, в том числе принудительный труд, все еще продолжаются.
Международная коалиция «Cotton Campaign» приветствовала значительный прогресс правительства Узбекистана в искоренении принудительного труда во время сбора урожая хлопка 2020 года.