В городе Шымкенте активисты, приговоренные к длительным тюремным срокам по статье «Массовые беспорядки», призывают европейских депутатов и Организацию Объединенных Наций к расследованию январских событий в Казахстане.
Родственники осуждённых активистов Ляззат Досмамбетовой и Жанмурата Аштаева сообщили Азаттыку, что оба они сейчас находятся в следственном изоляторе ИЧ-167/11 в микрорайоне Сауле в ожидании решения по их апелляционным жалобам на приговор. Дочь Ляззат Досмамбетовой говорит, что у матери в заключении ухудшилось состояние здоровья.
— У мамы жалобы на сердце и головные боли. Она не может поднять руку. Сдали анализ неделю назад. Результаты до сих пор не пришли, — сказала во вторник Азаттыку дочь Досмамбетовой Айжан Надирбек. По ее словам, Досмамбетова передала письмо на волю через адвоката.
В нем Досмамбетова говорит, что не совершала преступления и осуждена незаконно и что во время массовых протестов в начале января 2022 года лишь воспользовалась своим конституционным правом на мирный протест — «с намерениями донести до властей Казахстана о социальных проблемах граждан», в частности о безработице, низких заработных платах, о закредитованности населения и росте цен.
«Уважаемые депутаты Европейского союза, уважаемые заседатели ООН, прошу вас в содействии освобождения меня и других политзаключенных, которые томятся в тюрьмах, и справедливого международного расследования январских событий: сфабрикованных уголовных дел, связанных с митингами января 2022 года», — говорится в обращении Досмамбетовой.
Активист Жанмурат Аштаев также обращается к ООН и Евросоюзу. Письмо Аштаева опубликовано на странице его жены Молдир Нурановой в Facebook’e. В своем письме активист пишет, что с 2018 года подвергается политическому преследованию за выражение своего мнения.
15 июля Аль-Фарабийский районный суд города Шымкент приговорил Жанмурата Аштаева к трем годам одному месяцу заключения, Ляззат Досмамбетову — к трем годам семи месяцам лишения свободы, назвав виновными по статье «Массовые беспорядки» в связи с январскими протестами. Активисты отвергли предъявленные им обвинения и обратились в суд с апелляционной жалобой.
51-летняя Досмамбетова — многодетная мать-одиночка. 44-летний Аштаев — отец четверых несовершеннолетних детей, его жена беременна пятым ребенком. Оба активиста заключены под стражу 8 января.
Активисты, последние несколько лет открыто высказывавшие свое мнение по общественно-политическим вопросам, в прошлом году были осуждены по обвинению в «участии» в деятельности запрещенной организации и были приговорены к различным срокам ограничения свободы. Казахстанские правозащитники включили их в список политзаключенных.
Обращение из тюрьмы написал также осуждённый вместе с ними Кайрат Султанбек. Суд приговорил его к трем с половиной годам лишения свободы. В письме Султанбека, которое опубликовала незарегистрированная правозащитная группа Veritas, суд и обвинительный приговор охарактеризованы как «показательная расправа» с целью «запугать» гражданское общество.
Мирный протест в Шымкенте в начале года, когда тысячи жителей вышли на улицы в поддержку жанаозенцев, перерос в массовые беспорядки и закончился кровопролитием. По официальным данным, с 4 по 6 января в Шымкенте погибли 20 человек, более 200 получили ранения.
По официальным данным, во время январских событий в Казахстане погибли 232 человека, еще шесть стали жертвами пыток после задержаний. По заявлениям властей, около сотни человек приговорены к тюремному заключению по делам, начатым в связи с январскими событиями. Власти к этому дню не опубликовали список погибших. Власти Казахстана отвергли призывы правозащитников провести международное расследование январских событий.