Прилетевшего в Ташкент узбекского активиста депортировали в США

После сообщений об упрощении получения туристических виз в Узбекистан, от некоторых иностранных граждан узбекского происхождения стали поступать сообщения о том, что они не могут получить туристические визы.

Также наблюдаются случаи, когда прибывших в Узбекистан депортировали из ташкентского аэропорта, несмотря на то, что они имели право на безвизовый въезд по узбекскому законодательству.

65-летний Исокжон Закиров – бывший гражданин Узбекистана. По его словам, двадцать лет назад он был вынужден покинуть Узбекистан из-за преследований по политическим причинам и получил убежище в США.

10 марта этого года Закирову, прилетевшему в Ташкент на основании упрощенного визового режима для граждан США, не разрешили въехать в Узбекистан. В тот же день его депортировали обратно в США из Международного аэропорта Ташкент имени Ислама Каримова.

«Ведь я не экстремист, и не нахожусь в розыске. В январе вступил в силу закон, разрешающий безвизовый въезд для граждан США старше 55 лет, поверив этому, я отправился на родину, чтобы увидеть «Новый Узбекистан», но меня не пустили. Со мной обращались как с террористом, и на том же самолете отправили обратно в США. Вот вам «Новый Узбекистан». Никаких изменений в этой стране не произошло», – говорит Закиров.

В 2016 году правительство Узбекистана внедрило систему выдачи электронных въездных виз (E-Visa) для граждан более 100 стран. В декабре того же года был принят указ президента Узбекистана «О мерах по обеспечению ускоренного развития туристической отрасли Республики Узбекистан».

В поправке, внесенной в пункт 5 этого указа и вступившей в силу в 2023 году, говорится, что граждане США, достигшие 55 лет, могут прибывать в Узбекистане до 30 дней без визы Узбекистана как в составе группы, так и индивидуально.

Исокжон Закиров – не единственный узбек, которого не пустили в Узбекистан. Десяткам иностранных граждан узбекского происхождения, воодушевленным новостью об упрощении получения туристических виз в Узбекистан и отправившимся в Ташкент, не выдали туристические визы. Большинство этих людей – оппозиционеры, правозащитники, журналисты и их родственники, которые получили иностранное гражданство в эмиграции и в 2014 году были лишены узбекского гражданства указом ныне покойного президента Ислама Каримова.

«Я разными путями пробовал получить визу в Узбекистан, испробовал онлайн-способ, обратился в консульство, но все равно получил отказ. Причину мне не назвали. Незнание причины, отсутствие прозрачности создает абстракцию», – говорит политолог Бахадыр Файз, с конца 90-х прошлого года проживающий в США.

Руководитель базирующейся во Франции Ассоциации «Права человека в Центральной Азии» Надежда Атаева считает, что посетить Узбекистан могут лишь те политэмигранты, чей визит контролируется властями. Правозащитница приводит случаи, когда узбекские власти искали посредников для переговоров с политэмигрантом, чтобы озвучить ему условия:

«Это обязательно похвалить Мирзияева и его так называемые реформы, либо принуждаются отказаться от имущества, которое было изъято незаконным образом. Также известны случаи, когда посредники навязывают адвокатов, которые называют нереальную сумму гонорара или навязывают более трех адвокатов, которым обязывают платить большие гонорары. К сожалению, реформы, объявленные Мирзияевым никак не реформировали коррумпированную практику государственных ведомств Узбекистана и направлены исключительно на укрепление власти и сохранении власти Шавката Мирзияева. Процесс люстрации вообще не получил развитие. А независимая позиция и критика по-прежнему воспринимается, как угроза безопасности для режима президента», – говорит Надежда Атаева.

Также известны случаи, когда власти Узбекистана не пустили в страну лиц, прилетевших в Ташкент с узбекским паспортом в руках.

В 2018 году Мухиддин Курбанов, проживавший в Швеции 60-летний узбекский беженец, прилетел в Ташкент, но в аэропорту ему отказали во въезде в страну, заявив, что он лишен узбекского гражданства.

Таким образом, Курбанову, нашедшему убежище в Швеции в 2005 году, не посчастливилось увидеть родину. В 2022 году он скончался в Швеции.

Три года назад узбекские власти объявили, что граждане Узбекистана, имеющие гражданство другой страны, могут лишиться узбекского гражданства. На сегодняшний день в Узбекистане иметь двойное гражданство не предусмотрено законодательством страны.

В то же время известно о случаях, когда некоторые узбекистанцы, вернувшиеся на родину из-за границы с разрешения и под гарантии властей Узбекистана, были арестованы и заключены в тюрьму.

Источник

Комментарий (0)
Добавить комментарий