В Узбекистане высказываются опасения, что новый закон о Государственной службе безопасности президента ограничит свободу слова в стране.
Закон, подписанный президентом Шавкатом Мирзияевым 6 июля и вступающий в силу с этой даты, наделяет Государственную службу безопасности президента — ГСБП — более чем 40 категориями полномочий. В частности, новый закон наделяет службу безопасности президента полномочиями по обнаружению и пресечению распространения информации, которая оскорбляет честь и достоинство главы государства и его семьи, а также дискредитирует его политическую деятельность.
Согласно закону, президент может подать жалобу в прокуратуру и судебные органы на информацию, порочащую честь и общественно-политическую деятельность лиц, находящихся под защитой Государственной службы безопасности.
По мнению узбекского блогера Тохира Собирова, закон, несомненно, представляет собой угрозу свободе слова и инакомыслия.
«Критику здесь также можно рассматривать как дискредитацию президента», — сказал он. Или, если кто-то, сидя в сети, пишет что-то о президенте, его дочери или зяте, это тоже можно считать клеветническим, а человека, написавшего это, могут преследовать. В законе точно не сказано, что означает дискриминация президента и его семьи».
С этими опасениями согласен и проживающий во Франции узбекский политолог Камолиддин Раббимов.
По словам Раббимова, подход к свободе слова в узбекском обществе смягчился, но страх перед критикой полностью не исчез. «Должна быть четкая грань между критикой и оскорблениями, посягательством на честь и достоинство. В любом обществе критика, критическое мышление, инакомыслие рассматриваются как свобода слова. Во Франции, например, издаются два крупных журнала с комиксами. Самый высмеиваемый человек — президент. Это не должно восприниматься как подрыв авторитета главы государства», — сказал Раббимов.
Кроме того, согласно новому закону, ГСБП имеет право проверять анкеты и другую необходимую информацию людей, общающихся с защищаемыми лицами, а также увольнять сотрудников государственных органов и других организаций при получении обличающей информации.
Закон определяет основные направления деятельности ГСБП и уточняет полномочия системы безопасности. В частности, служба имеет право задерживать нарушителей, обеспечивать информационную безопасность на объекте, где находится охраняемый, при необходимости блокировать радиоволны в зоне, останавливать пешеходов и транспортные средства в направлении движения охраняемого и другие права.
Основанная в январе 2018 года, деятельность ГСБП до сих пор регулируется закрытыми указами президента.
Охраняемыми лицами, согласно закону, являются президент Узбекистана и члены его семьи со дня официального объявления результатов выборов главы государства, экс-президент и члены его семьи на период всей его жизни, лицо, исполняющее обязанности и полномочия президента до вступления в должность вновь избранного главы государства.
Государственная служба безопасности президента была создана в феврале 2018 года. В августе 2019 года полномочия Службы государственной безопасности по защите президента, членов его семьи, а также иностранных лидеров во время их визитов в Узбекистан были переданы Государственной службе безопасности президента. Служба подчиняется непосредственно президенту и подотчетна ему. В декабре 2020 года руководителем службы был назначен бывший заместитель председателя СГБ Алишер Усманов.