Спецоперация в Ираке: чего хочет добиться Турция, рассказала эксперт

Фото:tsk.tr

Почему Турция начала новую военную операцию против курдских формирований на севере Ирака и чего добиваются турецкие власти, рассказала эксперт ИМЭП Лидия Пархомчик, передает Tengrinews.kz.

Политолог отмечает, что военная операция Турции на севере Ирака под названием «Коготь-Замок», начавшаяся 18 апреля, является очередным этапом в стратегии Турции по нейтрализации террористической организации Рабочая партия Курдистана (РПК).

«Как следует из официальных заявлений Анкары, основной задачей операции является очистка приграничной с Турцией зоны протяженностью 375 километров и глубиной 40 километров от боевиков РПК. Это не первая военная операция Турции против РПК в этом году. В начале февраля турецкие военные провели операцию, получившую кодовое название «Зимний орел», целью которой стали укрытия РПК в окрестностях городов Дерик, Синджар и Карачак в Ираке, а также территория сирийских провинций Хасака и Ракка. В отличие от февральской операции, где были задействованы преимущественно силы авиации, турецкая сторона использует не только ВВС, но и армейский спецназ», — сказала она.

Министр обороны Турции Хулуси Акара заявил, что на начальном этапе операции турецкие ВВС нанесли удары по пещерным укрытиям, бункерам и складам с боеприпасами РПК, напомнила политолог.

«Районы вероятного расположения членов РПК были также обстреляны из крупнокалиберной артиллерии. В итоге Анкара рассчитывает нанести максимальный урон военной инфраструктуре РПК на севере Ирака, тем самым затруднив проникновение на территорию Турции. Следует отметить, что турецкие власти продолжают применять практику антитеррористических операций и на собственной территории. В середине апреля 2022 года МВД Турции объявило о начале турецкими силами безопасности новой операции под названием «Блокада», которая будет длиться в течение весны и лета текущего года. В рамках операции планируется осуществить более 9 тысяч рейдов по выявлению террористических групп», — объяснила эксперт ИМЭП.

Новая операция была начата сразу после завершения масштабной антитеррористической операции на юго-востоке Турции, длившейся с ноября 2021 года.

«Согласно отчету МВД, в общей сложности более 300 боевиков РПК были нейтрализованы в ходе проведенных мероприятий. Были изъяты 421 единица самодельных взрывчатых устройств, 576 единиц оружия и 5,9 тонны взрывчатых веществ», — уточнила она.

Лидия Пархомчик убеждена, что для Турции вопрос террористической угрозы со стороны радикально настроенных членов РПК остается крайне актуальным.

«Конфликт между турецкими властями и РПК насчитывает уже четыре десятилетия. Интенсивность противостояния между сторонами не снижается с 2015 года. Анкара категорически отвергает возможность переговоров с организацией, которая была признана террористической в 40 странах, а также в ООН. В итоге проведение военных операций за пределами страны, в сирийском и иракском направлении, турецкое руководство расценивает в качестве превентивной меры борьбы с международным терроризмом», — заявила специалист.

Ирак в фокусе

За два дня до спецоперации Анкару посетил премьер-министр Курдской автономии в Ираке Масрур Барзани, где провел встречу с президентом Турции Реджепом Эрдоганом, напомнила Лидия Пархомчик.

«Хорошо известно, что руководство Иракского Курдистана имеет довольно натянутые отношения с РПК, что отвечает интересам Анкары. Курдская автономия в Ираке пытается поддерживать нейтралитет с РПК, но при этом настаивает на том, чтобы они убрали свою военную инфраструктуру. Однако РПК к данным требованиям не прислушивается. По итогам проведенных переговоров с президентом Турции глава Курдской автономии в Ираке заявил, что приветствует сотрудничество с Турцией в области безопасности и энергетики. Такое заявление косвенно свидетельствует о достигнутой договоренности между сторонами по вопросу военной операции», — считает она.

Официальный Багдад осудил действия Анкары, заявив о том, что считает военную операцию Турции нарушением суверенитета, подчеркнула политолог.

«Посол Турции был вызван в МИД Ирака, где ему вручили ноту протеста. Однако реакция иракских властей явно не могла стать достаточным основанием для Анкары, чтобы прекратить спецоперацию. С точки зрения Турции, борьба с курдским сепаратизмом и терроризмом РПК напрямую связана с важнейшими вопросами национальной безопасности», — рассуждает Пархомчик.

По словам эксперта, идея по формированию «пояса безопасности» в 30-40 километров на севере Сирии и Ирака вынашивается турецким руководством уже давно.

«Реализовать данный план в полной мере пока не получается из-за противодействия в первую очередь со стороны США, тайно и явно поддерживающих курдов в Сирии и Ираке. В то же время, хотя отношения Анкары и Вашингтона далеко не самые простые, текущая военная операция на севере Ирака вряд ли станет поводом для критического разлада между союзниками по НАТО. В условиях масштабного конфликта в Украине, где Турция играет весьма важную балансирующую роль, в Вашингтоне предпочитают не обострять отношения с Анкарой», — заключила Лидия Пархомчик.

Комментарий (0)
Добавить комментарий