СВЕТЛАЯ ПОЛОСА: Есть ли прибыль от программы поддержки животноводства?

Государство не оставляет надежду получить эффективное село. Субсидии, льготные кредиты. Но пока село не в состоянии прокормить толком даже себя. Экономический обозреватель Денис Кривошеев и авторская колонка «Светлая полоса» продолжит тему.

Считалось, что в 2018 году нам было чем гордиться. После многомиллиардных усилий в Правительстве стали говорить о существенном росте экспорта мяса. Минсельхоз заявлял о 19 тысячах тонн говядины, ушедшей за рубеж. А Миннацэкономики говорило о 3,5 тысячах тонн. Зная, что под сомнение ставится весь механизм поддержки отрасли, и идут разговоры об отмене субсидий, Асылжан Мамытбеков, экс-министр сельского хозяйства, а ныне глава «Мясного союза», тем не менее объявил, что мясное животноводство в Казахстане состоялось как отрасль. Конечно!

Мясной союз ведь управляет действующей программой поддержки животноводства. Она была написана в 2018 году, когда Министром сельского хозяйства был Умирзак Шукеев, а Асылжан Мамытбеков был при нем ответсекретарем. Бюджеты на ее реализацию идут через «Мясной союз». Цель программы — до 2028 года удвоить поголовье, производить в 3 раза больше мяса и отправить на экспорт 1 млн тонн мяса. Мамытбекова все время сопровождают скандалы. В 2008 году он возглавлял «КазАгро», куда пришли первые «большие деньги» из Нацфонда – около 120 млрд тенге, а уже через год у холдинга повились убытки на 12 млрд тенге. За время его руководства министерством с 2011 по 2016 годы в агросектор было «вбухано» около 4 трлн тенге. За 5 лет Мамытбекову не удалось довести до конца ни одного начинания. По его инициативе «родился» проект по развитию экспортного потенциала мяса. Предполагалось, что благодаря этому детищу к 2020 году на 61% вырастет поголовье скота, а экспорт — до 180 тысяч тонн. Он обещал мясо по 500 тенге за кило к 2020 году, но умудрился накормить казахстанцев мясом старых коров из Беларуси. Даже ввоз в страну племенных быков и телок из-за рубежа не принес ожидаемого эффекта. Секрет оказался прост: чтобы породистый скот «дал урожай», его нужно качественно кормить, а этим почему-то никто не занимался. Кстати, с начала этого года Казахстан импортировал мяса на 42 млн долларов. Так что «Мясной союз» — доходное место: спроса нет, а деньги и политическое влияние есть. Например, можно саботировать инициативы Правительства. Как только встал вопрос о перераспределении субсидий в пользу отечественных производителей сельхозтехники, именно эта организация пообещала вывести на улицы фермеров. По итогам первого полугодия этого года в структуре ВВП сельское хозяйство формирует всего лишь 2,5%, большую часть из которого дает зерно. Не проще было просто отменить все налоги, раздавать людям деньги, что-то типа безусловного дохода, а освободившись, многие из них могли бы что-то и организовать. А так, кормим «Мясной союз» и латифундистов, импортеров, а потом списываем кредиты и фиксируем убытки.

Первый канал Евразия

Комментарий (0)
Добавить комментарий