Премьер-министр Узбекистана Абдулла Арипов 3 апреля 2021 года подписал постановление о передаче Международного аэропорта «Самарканд» в управление иностранной компании Air Marakanda на основании договора о государственно-частном партнерстве (ГЧП) без проведения тендера.
Как отмечено в документе, основной целью передачи международного аэропорта «Самарканд» в государственно-частное партнерство является «привлечение ведущих международных компаний в сфере управления аэропортами». Однако в открытых источниках нет ни одной информации о том, что зарегистрированное в апреле 2020 года ООО Air Marakanda имеет опыт в управлении аэропортами.
Как сообщили «Озодлику» информированный о сути этого постановления правительственный чиновник и один из руководящих сотрудников аэропорта Самарканда, владельцем компании Air Marakanda является учредитель и основной владелец акций компаний Eriell и Enter Engineering Бахтиёр Фазылов.
Как выяснилось в ходе расследования «Озодлика», эти две компании Бахтиёра Фазылова были главными строителями зоны отдыха Шоввозсой, возведение которой началось сразу после прихода к власти Шавката Мирзияева. На строительство тайной резиденции, построенной для высокопоставленных гостей президента Узбекистана, в частности, для приема Владимир Путина, а также прилегающего к нему водохранилища были потрачены сотни миллионов долларов, об источниках которых общественности ничего неизвестно.
В свою очередь, в пресс-службе АО Uzbekistan Airports, которое определено государственным партнером при заключении договора о государственно-частном партнерстве (ГЧП) с Air Marakanda, отказалось комментировать нашему радио данную информацию, сославшись на то, что «Озодлик» не аккредитовано в Узбекистане.
Несмотря на то, что документу не присвоен гриф секретности, он до сих пор не открыт для общественности. Как приводится в постановлении, стоимость проекта по модернизации и эксплуатации международного аэропорта «Самарканд» составляет 80 миллионов долларов США и в качестве частного партнера в данном проекте выбрано ООО Аir Marakаnda.
Своим постановлением премьер-министр Узбекистана разрешил государственной компании Uzbekistan Airports «без проведения тендера путем переговоров» заключить в течение четырех месяцев договор о ГЧП с иностранной компанией Air Marakanda.
Однако в постановлении Абдуллы Арипова не говорится о том, почему отбор частного партнера для управления вторым по счету крупным аэропортом в Узбекистане был проведен без тендера, и на каком основании это право было предоставлено ООО Air Marakanda.
За четыре дня до того, как Абдулла Арипов поручил передать международный аэропорт «Самарканд» в управление неизвестной ранее компании Air Marakanda, у которой нет ни своего официального сайта, ни информации о ее прошлой деятельности, Шавкат Мирзияев подписал еще одно из своих постановлений, которому общественность не придала большого значения.
Данное постановление №ПП-5042 называется «О мерах по развитию государственно-частного партнерства в сфере управления аэропортами республики».
Этим постановлением частным компаниям, подписавшим соглашения о государственно-частном партнерстве при реализации проектов реконструкции, модернизации, эксплуатации и управления аэропортами республики на основе государственно-частного партнерства, будут предоставлены немыслимые льготы сроком на три года.
Согласно документу, не только частные компании, но и привлекаемые ими проектные организации, операторы, консультанты, подрядчики и субподрядчики будут освобождены от уплаты ряда налогов.
О том, кому Мирзияев предоставил все эти привилегии, стало известно из подписанного спустя четыре дня постановления Арипова – Air Marakanda стала первой в истории Узбекистана частной компанией, которой предоставлено право управлять одним из крупных аэропортов в республике.
Согласно официальным регистрационным документам, имеющимся в распоряжении «Озодлика», ООО Air Marakanda было учреждено 9 апреля 2020 года. В документе указано, что основной вид деятельности данной компании с уставным капиталом 400 миллионов сумов (почти 40 тысяч долларов США) – услуги в области воздушного транспорта.
Как указано в регистрационном документе, учредителем ООО Air Marakanda является зарегистрированная на территории Кипра оффшорная компания Drupola Holding Limited. Имя истинного владельца этой компании, учрежденной в 2011 году, нигде не значится.
Независимые друг от друга источники «Озодлика» – чиновник узбекского правительства, непосредственно информированный о процессе приватизации аэропорта Самарканда, а также специалист Национальной авиакомпании Uzbekistan Airways и международного аэропорта «Самарканд», сообщили, что владельцем компании Air Marakanda является самаркандский бизнесмен Бахтиёр Фазылов.
Бахтиёр Фазылов является также учредителем и владельцем крупного пакета акций таких компаний, как Eriell и Enter Engineering, которым после прихода к власти Шавката Мирзияева предоставляются миллиардные проекты в нефтегазовом секторе Узбекистана.
Документы в открытых источниках подтверждают, что Air Marakanda и ее единственный учредитель компания Drupola Holding Limited принадлежат Фазылову. В регистрационном документе ООО Air Marakanda указано, что компания находится по следующему адресу: город Самарканд, улица Джоми, 46. По этому же юридическому адресу находится и компания Family Park, 50 процентов акций которой принадлежат Бахтиёру Фазылову.
Однако нить, связывающая Бахтиёра Фазылова с Air Marakanda, не заканчивается в Самарканде. Адрес на Кипре, указанный в регистрационном документе компании Drupola Holding Limited, являющейся единственным учредителем ООО Air Marakanda, аналогичен с адресами, по которым находятся официальные компании Фазылова.
В частности, по адресу INTERLINK HERMES PLASA, Floor 4, Flat 400A, Agiou Athanasiou 46, 4102 Limassol, Cyprus, который указан в официальном регистрационном документе Drupola Holding Limited, находятся еще две компании Бахтиёра Фазылова –Ferkensco Management Limited и Eriell Holding Company Limited.
Специалист Министерства транспорта Узбекистана, говоривший с «Озодликом» на условиях анонимности, утверждает, что компания Air Marakanda была создана с единственной целью – заполучить аэропорт Самарканда.
– Об этой компании нет никаких сведений. Известно лишь то, что она не имеет никакого отношения к авиации. Насколько я понял, для управления аэропортом Самарканда Air Marakanda наймет другую более опытную в этой области компанию. Аэропортом Самарканда будет управлять другая компания, а максимальные дивиденды будет получать Air Marakanda, – говорит специалист.
Пресс-служба президента Узбекистана и местные СМИ неоднократно сообщали о том, что над новым проектом международного аэропорта «Самарканд» стоит лично сам Шавкат Мирзияев и обновленный аэропорт Самарканда сдадут в эксплуатацию 1 сентября 2021 года – накануне праздника 30-летия независимости республики.