Узбекский сум, не имевший собственного символа среди валют Центральной Азии, обзавелся им спустя 30 лет своего существования.
Официально общее количество поданных на объявленный конкурс на разработку символа заявок составило более 17 тысяч. На первом этапе из них было отобрано 508 творческих проектов.
«Техническая экспертиза — зашифрованные творческие проекты были проверены на соответствие критериям отбора. В итоге на рассмотрение жюри было представлено 54 зашифрованных творческих проекта», — отмечается в официальном сообщении.
На финальном этапе конкурса зашифрованные проекты оценивали представители Центрального банка, Национального института искусства и дизайна имени Камолиддина Бехзода и Агентства интеллектуальной собственности.
По сообщению ЦБ, «символ сума» оценивался жюри по таким критериям, как оригинальность, универсальность, легкость узнаваемости, символические и отличительные признаки, простота графического нанесения символа в различных форматах.
В результате графический символ, разработанный Сарваром Джумагалдиевым, был выбран «Символом сума» как самый креативный проект.
ЦБ объявил тендер на создание национальной валюты «Символ сома» с 8 февраля по 31 марта.
Официально было принято решение о создании символа национальной валюты с целью повышения международного авторитета сума на финансовом рынке и обеспечения его узнаваемости среди широкой общественности.
До сегодняшнего дня узбекская валюта не имела своего символа. Например, у есть символы у казахского тенге (₸), кыргызского сома (⊆) и российского рубля (₽). В настоящее время самыми популярными валютными символами в мире являются доллар и евро.
В настоящее время узбекский сегмент социальных сетей протестует против выбора этого символа. Некоторые блогеры пишут, что символ является плагиатом.
Например, журналист Шухратбек Латыпов сравнил предложенный символ узбекского сома с логотипом компании In-Core Systèmes, основанной в 1998 году во Франции.
Между тем французская компания In-Core Systèmes не делала официального заявления по этому поводу.
MANO Branding также заявила на своем сайте, что символ, признанный советом директоров «разработанным Сарваром Джумагалдиевым», принадлежал дизайнеру Тамаре Аркатовой. MANO Branding сообщила, что участвовала в конкурсе ЦБ «Символ сума» и представила свои идеи.