Акимат Алматы отклонил уведомление гражданского активиста Асета Абишева о проведении 17–18 декабря антивоенного мирного протеста в сквере за кинотеатром «Сарыарка», указав причиной «несоблюдение сроков подачи».
Датируемый 14 декабря ответ за подписью руководителя управления общественного развития Айдара Есенбекова опубликовала в своем telegram-канале правозащитная группа #ActivistsNotExtremists.
Темами митинга были заявлены предоставление Украине помощи в войне с Россией, выход Казахстана из ОДКБ, расследование убийств жертв Жанаозена, Желтоксана и «кровавого января», отказ от «союзного государства».
Ранее акиматы в Петропавловске, Уральске, Аксае (Западно-Казахстанская область) и Астане отказали активистам в проведении митингов, запланированных на 16–18 декабря.
В Петропавловске местные власти ответили отказом сразу на три уведомления, которые подал правозащитник Сергея Измайлов. Он подал две заявки на 17 и 18 декабря на проведение митинга в сквере жертв ядерных катастроф и еще одну на обе эти даты в парке Победы. На все уведомления в акимате 12 декабря ответили отказами, мотивировав это тем, что на заявленных местах будут проводиться работы по оформлению города к празднику Новый год.
Активисты из Западно-Казахстанской области получили два отказа от акимата Бурлинского района в проведении митинга с аналогичной повесткой в городе Аксай 17 декабря. В отказе от 7 декабря чиновники заявили, что в уведомлении были предоставлены неполные данные о мероприятии. 13 декабря акимат предоставил ответ об отказе «в связи с проведением 17 декабря мероприятий, посвященных Дню Независимости».
День Независимости отмечается в Казахстане ежегодно 16 декабря.
В свою очередь, акимат Уральска отказал местному активисту Бекбулату Утебаеву в проведении в эту дату митинга на тему «Свободу политическим заключённым, стоп репрессиям, память жертв «Желтоксана», реальные политические реформы». Отказ акимат мотивировал тем, что в уведомлении якобы были предоставлены неполные данные.
8 декабря акимат Астаны отказал в проведении митинга, запланированного у памятника жертвам голодомора 17 декабря. В документе от 8 декабря утверждается, что указанное в уведомлении место не входит в перечень «специализированных» для проведения акций протеста. Незадолго до этого активистам из Астаны уже отказывали в проведении митинга в другом районе столицы в тот же день из-за «ранее согласованных мероприятий в период, указанный в уведомлении».
Отказы в проведении митингов 17–18 декабря получили также активисты в Караганде и Кокшетау.
Правозащитные организации критикуют казахстанский закон о мирных собраниях как не соответствующий международным стандартам и не гарантирующий гражданам право на свободу мирных собраний. Власти называют вступивший в силу в 2020 году новый закон о мирных собраниях «прогрессивным» и знаменующим переход к уведомительному принципу проведения митингов. Критики говорят, что у местных исполнительных органов по-прежнему много рычагов для отказа в согласовании акций.
Правозащитная группа #ActivistsNotExtremists утверждает, что казахстанские активисты получили уже 10 отказов в проведении антивоенных мирных акций 17–18 декабря. С начала войны, по данным группы, по стране зафиксировано почти 50 случаев отказа в антивоенных митингах.
Ежегодно активисты в Казахстане проводят собрания в городах страны 16 декабря, чтобы почтить память погибших во время Декабрьских событий 1986 года и Жанаозенских событий 2011 года.
16 декабря 2011 года в Жанаозене полицейские открыли огонь во время разгона участников продолжавшейся несколько месяцев забастовки нефтяников, которые находились на площади города с требованием улучшить условия их труда и повысить зарплаты. По официальным данным, в этот день в Жанаозене и на следующий день на станции Шетпе погибли 17 человек, более сотни получили ранения.
В 2022 году День Независимости примечателен и тем, что пройдет впервые после кровопролитных январских событий, во время которых, по данным властей, погибли 238 человек. Январские митинги начались в Жанаозене из-за повышения цен на топливо. Казахстанцы из других регионов выходили на митинги в знак солидарности с жанаозенцами, опасаясь повторения событий 2011 года.