В Таджикистане запрет на показ «Манкурт. Реквием» разъяснили «искажением сути» постановки

Министр культуры Таджикистана объяснила, почему в Душанбе отменили премьеру спектакля «Манкурт. Реквием» по роману Чингиза Айтматова в постановке известного таджикского режиссера Барзу Абдураззакова.

Зульфия Давлатзода заявила на пресс-конференции, что режиссер «сильно отошел от произведения и исказил его», но конкретных доводов не привела. Барзу Абдураззаков, известный таджикский режиссер, говорит, что получил официальное письмо с таким же содержанием, но не согласен с ним и совсем скоро озвучит свои выводы.

Постановка режиссера Барзу Абдураззакова «Манкурт. Реквием», созданная по мотивам культового романа Чингиза Айтматова «И дольше века длится день…», должна была состояться 20 мая на сцене театра «Падида». Однако 19 мая власти потребовали у создателей отменить спектакль, так как премьера должна была быть одобрена перед показом художественным советом.

Министр культуры Таджикистана сказала, что худсовет рассмотрел постановку в июне этого года, и его заключение было отрицательным.

«Режиссер отошел от первоначального текста автора, Чингиза Айматова, внес в него свои дополнения и исказил содержание произведения. Спектакль с такой формой и содержанием не соответствует нынешней внутренней и внешней политике страны, а также не приемлем в целях образования и воспитания подрастающего поколения, то есть он не был одобрен худсоветом», — пояснила Зульфия Давлатзода.

Барзу Абдураззаков сказал 12 июля в беседе с Радио Озоди, что не менял содержание произведения Чингиза Айтматова, но интерпретировал обстановку и самих героев к таджикской действительности.

«Мы адаптировали произведение под реалии Таджикистана, и сделали сюжет о трагедии таджикской женщины с ее сыном-манкуртом. Мы не касались политики. Мы разбирались с национальной идентичностью таджиков. Я и сейчас считаю, что манкуртизация – одна из важных проблем нашего народа. А то, что говорят, что постановка не соответствует внутренней и внешней политике, это страх перед русскими, а вдруг обидятся», — сказал он.

«Манкурт. Реквием» — первая режиссерская работа Барзу Абдураззакова в Таджикистане за последние несколько лет. Роли в спектакле «Манкурт. Реквием» в театре «Падида» должны были сыграть молодые актеры, среди которых недавно задержанный блогер Далери Имомали.

Ранее они основали уличный театр под названием «Новый взгляд», официально он пока не зарегистрирован.

В 2009 году власти не разрешили постановку Барзу Абдураззакова «Безумие. Год 93-й», которую он поставил в Русском драмтеатре имени Маяковского в Душанбе.

Некоторые пользователи социальных сетей обеспокоены отменой постановки и написали, что принятое решение, скорее всего, связано с творчеством и личностью Барзу Абдураззакова. Однако первый заместитель министра культуры Таджикистана Обид Назариён заявил Радио Озоди: «Нам нет дела до чьей-либо личности».

Барзу Абдураззаков некоторое время работал в Кыргызстане, Казахстане и Узбекистане. Барзу Абдураззаков в 2013 году уехал в Кыргызстан и спустя два года был назван лучшим театральным режиссером страны. С 2017 года работает, в основном, в Казахстане. Ранее он был главным режиссером в Худжандском областном театре имени Камоли Худжанди, и в Молодежном театре имени Махмуджона Вахидова в Душанбе.

Источник

Комментарий (0)
Добавить комментарий