Правоохранительные органы Туркменистана вызывают «на беседы» геев или тех, кто привлекался к ответственности за «мужеложство» (135 статья Уголовного кодекса Туркменистана).
«Здесь вызывают для беседы людей, о которых было известно, что они гомосексуалисты. Даже вызвали людей, которых еще во времена Ниязова [Сапармурат Ниязов – руководитель Туркмении с 1985 по 2006 годы] из-за того, что они гомосексуалисты, и не взяли в армию. Кроме того, беседовали с людьми, которые привлекались к уголовной ответственности за мужеложство. До этого такого ажиотажа не было, потому что их только задерживали при поимке за актом мужеложства. А сейчас столько шума из-за этой истории«, – сообщает корреспондент Радио Азатлык.
5 ноября президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов объявил строгий выговор главе МНБ Яйлыму Бердиеву. Источник в правительстве утверждает, что «президента разозлило» то, что такая, по его мнению, «постыдная для туркменов история» была опубликована в зарубежных СМИ. Президент также был недоволен тем, что сделавший каминг-аут туркмен является представителем медицинской профессии, как и сам Бердымухамедов.
Врачи-кардиолог из Туркменистана Касымберды Гараев признался в своей сексуальной ориентации в октябре этого года, после чего исчез – после 24 октября не выходил на связь с журналистами, не появлялся на работе, его семья сменила место жительства и уехала из Ашхабада. Он стал первым представителем ЛГБТ из этой страны, который лично обратился в СМИ и решился рассказать свою историю.
В Туркменистане за мужеложство грозит до двух лет тюрьмы. За 10 дней до своего исчезновения мужчина записал видео.
Вечером 6 ноября в редакцию Радио Азатлык позвонил мужчина, представившийся Максатом Гараевым – отцом Касымберды Гараева. Он сказал, что с сыном все в порядке, а также помог связаться с ним по мессенджеру Imo. В разговоре по видеосвязи врач заявил: все, что ранее о нем сообщалось, не соответствует действительности, а записанное видео было ошибкой.